Найти в Дзене
МЕТОДИУМ платформа

Как работает мозг ребенка с дислексией

Как работает мозг ребенка с дислексией 🧠

Стойкие сложности с автоматизацией навыков чтения не берутся сами по себе — есть причина, и она кроется в нарушениях работы мозга. Объясняем, о каких сбоях известно научному сообществу сегодня.

Татьяна Батышева, главный внештатный детский специалист-невролог Департамента здравоохранения города Москвы, рассказала, что существует генетическое влияние на формирование дислексии. Науке известно о 6 генах-кандидатах, которые нарушают регуляцию процесса миграции нейронов, что приводит к изменению нормального развития мозга и нарушению соединения нейронов на клеточном уровне.

Мы провели опрос пользователей платформы SLOGY, который показал, что схожие проблемы у детей отмечают около половины отцов и лишь четверть матерей. Это подтверждает наследственный фактор дислексии, чаще по отцовской линии.

Изменения в мозге у человека с дислексией видны на МРТ:

▪️ Локальные изменения белого вещества в левой височной области;

▪️ Увеличение площади мозолистого тела;

▪️ Расширение веретенообразной извилины правого полушария;

▪️ Утолщение коры в нижнелобной извилине.

На функциональном МРТ выявили снижение нейронной адаптации, что говорит о снижении нейропластичности мозга — новые нейронные связи образуются медленнее нормы.

Исследователь Галабурда (1985) выявил мальформации мозга у детей-дислексиков: нейроны, которых не должно быть в определенных зонах. Исследования показали измененную плотность серого вещества в ряде зон. Это не повреждение, а дизэмбриогенез — аномальное развитие мозга.

Особенность работы мозга при дислексии — нарушение слухоречевой и зрительной памяти. Это приводит к трудностям создания зрительных образов, узнавания слов, запоминания последовательности звуков.

В тестах младшие школьники с дислексией трудно узнают слова, с увеличением букв растет количество ошибок. Отмечается неспособность запоминать большое количество символов и удерживать их в кратковременной памяти, что приводит к специфическим ошибкам чтения.

-2
-3
-4
-5