Найти в Дзене

У Саввы Сторожевского.

Пройдя по кругу маршрут по историческим местам Звенигорода мы вернулись к машине, чтобы переехать к Саввино-Сторожевскому монастырю и Саввинскому скиту. Начать я решил с того же места, откуда начал и преподобный Савва, а уж потом ехать в монастырь. Сам скит и, собственно, пещера преподобного Саввы Сторожевского, находятся на некотором удалении от монастыря, примерно в километре. Если вы путешествуете на машине, как и мы, то советую не ставить машину на первой же парковке, которая будет справа от дороги, на спуске, а доехать до чайной "У скита". Автомобиль можно припарковать объехав здание слева, там есть площадка машин на тридцать, не больше. Мы были в субботу, в довольно посещаемое время, но особых проблем с местами не было. От чайной надо будет ещё немного пройти пешком, вдоль огородиков за забором, к церкви, звонница которой видна поверх крон деревьев. Церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского была выстроена над пещерой в 1860 — начале 1870-х годов, в это же время сформировал
Оглавление

Пройдя по кругу маршрут по историческим местам Звенигорода мы вернулись к машине, чтобы переехать к Саввино-Сторожевскому монастырю и Саввинскому скиту.

Начать я решил с того же места, откуда начал и преподобный Савва, а уж потом ехать в монастырь.

Саввинский мужской скит

Сам скит и, собственно, пещера преподобного Саввы Сторожевского, находятся на некотором удалении от монастыря, примерно в километре. Если вы путешествуете на машине, как и мы, то советую не ставить машину на первой же парковке, которая будет справа от дороги, на спуске, а доехать до чайной "У скита".

Чайная "У скита". Фото из личного архива автора.
Чайная "У скита". Фото из личного архива автора.

Автомобиль можно припарковать объехав здание слева, там есть площадка машин на тридцать, не больше. Мы были в субботу, в довольно посещаемое время, но особых проблем с местами не было.

Парковка "У скита". Фото из личного архива автора.
Парковка "У скита". Фото из личного архива автора.

От чайной надо будет ещё немного пройти пешком, вдоль огородиков за забором, к церкви, звонница которой видна поверх крон деревьев.

Скитские огороды. Фото из личного архива автора.
Скитские огороды. Фото из личного архива автора.

Саввинский мужской скит

Церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского была выстроена над пещерой в 1860 — начале 1870-х годов, в это же время сформировался ансамбль монастырского Скита с кельями и хозяйственными помещениями, обнесённый по периметру стенами из красного кирпича.

В советское время практически все здания Скита сильно пострадали, многие были разрушены. Восстановлены они были в 2007 году, к 600-летию преставления преподобного Саввы.

Церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского. Фото из личного архива автора.
Церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского. Фото из личного архива автора.

В тот же год была отреставрирована и пещера, выкопанная когда-то Саввой Сторожевским.

Пещера Саввы Сторожевского.

Большую часть своей жизни Савва Сторожевский прожил в Свято-Троицком монастыре и даже, после смерти Сергия Радонежского, был его игуменом в период с 1392 по 1398 годы. Будучи духовным отцом третьего сына князя Дмитрия Донского, Юрия Дмитриевича Звенигородского, благословил того на поход в Волжскую Булгарию, и именно по просьбе князя Юрия, передав руководство Троицким монастырём Никону Радонежскому, ушёл в Звенигород, где на горе, называемой Сторожи, основал новую обитель.

Пещера на склоне горы, в километре от строящегося монастыря, была выкопана им для уединения и молитвенного общения с Господом.

Вход в пещеру. Фото из личного архива автора.
Вход в пещеру. Фото из личного архива автора.

Не знаю, как это место выглядело раньше, но во время реконструкции пол в пещере замостили, а стены изнутри обложили плиткой из песчаника, что, конечно же, сразу придаёт ей вид новодела.

Какая-то женщина молилась у образа преподобного Саввы, мы зашли, посмотрели и быстро вышли, чтобы не мешать человеку.

В пещере Саввы Сторожевского. Фото из личного архива автора.
В пещере Саввы Сторожевского. Фото из личного архива автора.

Купальня с часовней над рекой Сторожкой.

На обратном пути обошли вокруг купальни с часовней, внутрь не заглядывали, и постояли на мостике над речкой Сторожкой.

Купальня с часовней. Фото из личного архива автора.
Купальня с часовней. Фото из личного архива автора.

Вода в Сторожке была мутной, но неприятного запаха сточных вод, как от Пажи в Радонеже, нет, значит, загрязнение естественное, а не бытовое. Видать, просто следствие продолжительных дождей, накрывших Подмосковье в последнюю декаду июня.

Река Сторожка. Фото из личного архива автора.
Река Сторожка. Фото из личного архива автора.

Чайная "У скита".

Прежде чем уезжать от Скита, рекомендую зайти в чайную (или кафе, кому как больше нравится). Можно купить разнообразную монастырскую выпечку, начиная от всевозможных сортов хлеба, и заканчивая пирожками с разнообразной начинкой.

Ну и, кроме выпечки, — чаи, мёд, сбитень и прочее, прочее, прочее... В кафе можно пообедать, но мы не успели ещё проголодаться, поэтому, не задерживаясь, поехали в монастырь.

Саввино-Сторожевский монастырь.

Несмотря на две парковочные площадки рядом с монастырём, на поиск места, где бы приткнуться, пришлось потратить минут десять или пятнадцать.

Парковка возле Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.
Парковка возле Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.

Недалеко от входа со стороны парковки в августе 2007 года, к 600-летию преставления преподобного Саввы, установлен памятник Савве Сторожевскому работы Сергея Сорокина. Скульптура была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому.

Вообще раньше в православной традиции скульптура ассоциировалась с идолопоклонством настолько, что в 1853 году киевский митрополит Филарет даже отказался освящать памятник Владимиру Великому, Крестителю Руси, сказав: «Негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы».

Со временем позиция Православной Церкви в этом отношении немного смягчилась, единственное, к чему призывают священнослужители, — это воспринимать памятники святым не как объекты для поклонения, а как дань памяти великим людям, выражение благодарности и любви.

В принципе, молящихся рядом со скульптурой мы не видели, а вот желающих прикоснуться к скульптуре, чтоб загадать какое-то сокровенное желание, довольно много. Почему-то трут левую руку и лапоть, выглядывающий из-под монашеского одеяния.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому работы, скульптор С. Сорокин, 2007 год. Фото из личного архива автора.
Памятник преподобному Савве Сторожевскому работы, скульптор С. Сорокин, 2007 год. Фото из личного архива автора.

Саввино-Сторожевский монастырь.

Со стороны парковок и памятника вход на территорию монастыря — через Северные проездные ворота.

Саввино-Сторожевский монастырь. Северные проездные ворота. Фото из личного архива автора.
Саввино-Сторожевский монастырь. Северные проездные ворота. Фото из личного архива автора.

Что характерно, парадного въезда в обитель нет, есть только пеший парадный вход через Святые ворота Красной башни.

Непонятно, почему памятник основателю монастыря установлен не возле них, а стоит как бы на задворках, но, возможно, руководствовались тем, что основной поток посетителей — как раз со стороны парковочных площадок. А поскольку, как мы уже выяснили, это просто памятник, без налёта святости, то почему бы ему и не быть ближе к мирянам, нежели к служителям божьим.

План Саввино-Сторожевского монастыря с прилегающими территориями. Фото из личного архива автора.
План Саввино-Сторожевского монастыря с прилегающими территориями. Фото из личного архива автора.

По территории обители мы просто гуляли, не заходя в музеи.

Посетителям следует помнить, что монастырь - действующий, поэтому надо соблюдать правила посещения: вести себя скромно и вежливо, женщины должны быть в длинной юбке, верхней одежде с длинным рукавом и с покрытой головой.

Правда, хочу заметить, что правило, касаемое женского одеяния, не очень-то и выполняется. Несмотря на то, что на входе есть юбки и платки, которые можно взять во временное пользование, большинство их игнорируют и ходят в брюках, причём многие, особенно молодёжь - с непокрытой головой.

Трапезная палата Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.
Трапезная палата Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.

За время своего существования монастырь успел побывать Лаврой, получив это звание первым на Руси при Алексее Михайловиче Тишайшем, раньше, чем подобного права удостоилась Троице-Сергиева обитель. Разграбленный поляками во время Смуты, он был восстановлен, или, вернее, обновлён, во времена правления второго царя из династии Романовых.

Алексей Михайлович вообще сделал из Саввино-Сторожевского монастыря свою загородную резиденцию, такое особое отношение, по мнению историков, связано с историей чудесного спасения, якобы произошедшее во время охоты в лесах под Звенигородом, когда на царя напал медведь. Уже практически распрощавшегося с жизнью Алексея Михайловича спас явившийся из ниоткуда монах, прогнавший зверя и представившийся Саввой.

Когда царь попытался найти в монастыре этого Савву, то узнал, что никого с таким именем среди монахов нет, но зайдя в церковь, он увидел своего спасителя, изображённым на иконе.

Явление св. Саввы Сторожевского, иллюстрация Н. Самокиша. Источник https://ru.wikipedia.org
Явление св. Саввы Сторожевского, иллюстрация Н. Самокиша. Источник https://ru.wikipedia.org

Спасение царя от лап медведя — первое из двух посмертных чудес преподобного.

В 1774 году Екатерина II проводила секуляризацию церковных земель, в ходе которой лишила Саввино-Сторожевскую обитель статуса Лавры.

Второй раз монастырь был занят войсками неприятеля в ходе Отечественной войны 1812 года, однако не был разграблен. По преданию, ночью к французскому военачальнику, принцу Эжену де Богарне, явился во сне старец в чёрном монашеском одеянии, который попросил полководца прекратить грабёж и разорение, учиняемое солдатами, а за это гарантировал, что Бог помилует принца, и тот вернётся на родину целым и невредимым, а потомки его будут служить России.

1812 год. Французские войска входят в Сторожевский монастырь. Явление Святого Саввы Евгению Богарне. Клеймо иконы. Источник https://ru.wikipedia.org
1812 год. Французские войска входят в Сторожевский монастырь. Явление Святого Саввы Евгению Богарне. Клеймо иконы. Источник https://ru.wikipedia.org

Утром Богарне, войдя в церковь, увидел икону, на которой узнал старца, после чего приказал своим солдатам вернуть награбленное, освободить территорию монастыря и выдвигаться на Москву.

Чем закончилось? Эжен де Богарне прошёл всю кампанию, не будучи даже ни разу ранен, а его младший сын, Максимилиан, был в 1838 году принят на российскую службу в чине генерал-майора и, кроме того, породнился с императорской семьёй. Его женой стала великая княжна Мария Николаевна, старшая дочь императора Николая I.

Спасение Саввино-Сторожевского монастыря от разграбления является вторым посмертным чудом преподобного. Легенда? Возможно. Но зато какая красивая.

Ну и уже, в конце концов, пройдёмся по территории.

Дворец царя Алексея Михайловича.

Палаты царя были выстроены в 1652-1654 годах и первоначально представляли собой одноэтажное здание длиной почти в сто метров, из семи клетей на подклете. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, который в 1686—1687 годах при царевне Софье разобрали и надстроили каменный, по всей длине здания. На этом перестройка не закончилась, свою лепту в изменения строения как снаружи, так и внутри, позже внесли и Елизавета Петровна, и Екатерина II.

Царицыны палаты.

Палаты первой жены Алексея Михайловича, Марии Милославской, не претерпели таких кардинальных изменений, и до наших времён дошли без деревянного второго этажа, разобранного в 1828 году.

Сейчас в них располагается музей.

Палаты царицы Марии Милославской в Саввино-Сторожевском монастыре. Фото из личного архива автора.
Палаты царицы Марии Милославской в Саввино-Сторожевском монастыре. Фото из личного архива автора.

Монастырская звонница.

Четырехъярусное здание монастырской звонницы было выстроено в 1652 году. На колокольне располагается 16 колоколов, среди которых и тот самый, четвёртый по счёту Большой Благовестный, который я упоминал в предыдущей статье. Он хорошо виден в арочном проёме третьего яруса даже снизу.

Звонница Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.
Звонница Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.

Братский корпус.

Братский корпус, в котором проживают монахи монастыря, как и большинство зданий обители, был выстроен в середине XVII века, позже также перестраивался и своим внешним видом перекликается с дворцом Алексея Михайловича.

Братский корпус Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.
Братский корпус Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.

Собор Рождества Богородицы.

В предыдущей статье упоминался вскользь собор Рождества Богородицы, один из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века. В этой поездке нам повезло увидеть сразу два из них: сначала — собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, и вот здесь, в монастыре — собор Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенный, предположительно, в 1404-1405 годах.

Справа от входа в этот собор и был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.

Внутрь мы тоже не заходили, говорят, что там на стенах сохранились старинные росписи XV века, выполненные иконописцами круга Андрея Рублева.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фото из личного архива автора.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фото из личного архива автора.

К северу от собора — фундаменты и остатки стен древних построек: Святых ворот с надвратной церковью во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палаты.

Фундаменты Святых ворот с надвратной церковью во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палаты. Фото из личного архива автора.
Фундаменты Святых ворот с надвратной церковью во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палаты. Фото из личного архива автора.

Монастырские стены.

Ну и о стенах монастыря надо немного сказать. Возведены они в тот же самый период, что и большинство построек, — в 1650–1656 годах, общая протяжённость — 760 метров, высота — 8–9 метров, толщина — около 3 метров.

Житная башня Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.
Житная башня Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.

Во время строительства было возведено семь башен, до нашего времени сохранилось шесть. Одна из них — Житная башня — попала в мой объектив дважды.

Если пройти снаружи монастыря вдоль стен, то немного не доходя до Житной башни увидим указатель, приглашающий спуститься вниз со склона к источнику преподобного Саввы Сторожевского.

Монастырские стены и Житная башня Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.
Монастырские стены и Житная башня Саввино-Сторожевского монастыря. Фото из личного архива автора.

Источник с надкладезной часовней.

Спустились, попили холодной воды, омыли руки и лица, отдохнули на лавочке и пустились в обратный путь.

Источник с надкладезной часовней. Фото из личного архива автора.
Источник с надкладезной часовней. Фото из личного архива автора.

Краткая история советского периода.

В советское время монастырь был закрыт, с февраля 1918 года на его территории функционировал Звенигородский лагерь принудительных работ (читай — концлагерь), потом — лагерь для малолетних преступников, с 1920-го — лагерь для содержания военнопленных поляков.

В последующее время в зданиях бывшего монастыря то открывался, то закрывался «Музей церковной живописи и архитектуры XVII столетия», территорию занимала то коммуна беспризорников, то воинская часть, что-то даже было возвращено Православной Церкви, как, например, Успенский собор на Городке.

С февраля 1995 года здания обители используются совместно монастырским братством и Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем, благодаря чему у нас и имеется возможность попасть сюда, и прикоснуться к истории.

Маки с монастырских клумб. Фото из личного архива автора.
Маки с монастырских клумб. Фото из личного архива автора.

Обед в Звенигороде.

Закончив прогулку по монастырю, отправились в обратный путь, заехав по дороге в Звенигород, чтобы пообедать.

Выбор свой остановили на заведении под названием «Старый город», обозначенное на Яндекс-картах и как столовая, и как кафе.

Кафе-столовая "Старый город". Фото из личного архива автора.
Кафе-столовая "Старый город". Фото из личного архива автора.

В итоге решили, что оба варианта имеют право на жизнь. По интерьеру и расположению в сводчатом подвале старого дома вполне себе тянет на кафе. А, да, и по ценам на еду — тоже.

Кафе-столовая "Старый город". Фото из личного архива автора.
Кафе-столовая "Старый город". Фото из личного архива автора.

Ну а по ассортименту и подаче — обычная столовая.

Кафе-столовая "Старый город". Фото из личного архива автора.
Кафе-столовая "Старый город". Фото из личного архива автора.

Думаю, что в следующее своё посещение Звенигорода мы пойдём обедать в другое место, но не потому, что было невкусно или не понравилось обслуживание, а просто для сравнения с другими заведениями подобного уровня.

На этом наше однодневное путешествие завершилось, предстояло ещё возвращение в Москву, обошедшееся, к счастью, без пробок.