Найти в Дзене
365 дней

Игры на работе: как Берн помогает видеть больше

Оглавление
Существенной особенностью игры является то, что её исход предсказуем, но игроки делают вид, что это не так.
Эрик Берн

Сейчас я читаю книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». У меня от неё довольно смешанные чувства: где-то отзывается, где-то злит, где-то кажется слишком простым, но есть в ней мысли, которые въедаются в сознание. Особенно — идея, что всё, что мы делаем, по сути, игра. И она не про обман. А про структуру, про роли, про сценарии, в которые мы встраиваемся.

Для тех, кто не читал: игра по Берну — это не просто действие. Это цепочка взаимодействий, у которой есть сценарий и скрытая цель. Не всегда осознаваемая, но почти всегда эмоционально значимая.

🔹 Мы касаемся, как умеем

Берн пишет, что люди в глубине своей тоскуют по телесным касаниям — тем самым, которые мы получали в детстве. Но взрослые вынуждены заменять физическую близость на эмоциональные «поглаживания» — взгляд, слово, реакцию. Любую форму признания существования.

И когда я это прочитала, всё вокруг как будто встало на место.
— Беседа в переписке,
— колкость на совещании,
— заботливое уточнение в конце митинга…
Всё это способы касаться. Даже рабочие переговоры — это не просто обмен задачами, а постоянные попытки быть замеченным, услышанным, почувствованным.

🎭 Работа как сцена

На работе мы тоже играем в игры — иногда честные, иногда запутанные. И я всё чаще стала их замечать. Понимаю, что часть рутинных конфликтов — это не про задачу, а про сценарий: кто будет героем, кто злодеем, кто спасателем. Кто «выиграет» встречу. Кто получит последнее слово. Кто запустит драму, а кто сделает вид, что не заметил.

Берн бы сказал: это не случайность, а система. Мы так структурируем время. Нам нужно «упорядочивание» — один из его терминов. То, что придаёт жизни форму. Работа, учёба, даже сериалы — всё это упорядочивание. Мы не можем быть в бесформенном ничто, нам нужен ритм, нужны правила. Нужны роли.

⚔️ Пример из моей игры

Есть у меня коллега. С ней непросто. Думаю, и она про меня так же думает.
Я могла бы обойтись без неё. Возможно, и она мечтает работать без меня.
Но — в ней есть «спецэффекты», навыки, которые ценны. И она старается. Поэтому мы с ней в игре.

Я подчёркнуто доброжелательна. И всё чаще — подчёркнуто остра, если задача не выполнена. Она — подчёркнуто старается.
И тут я ловлю себя на мысли: возможно, мой желаемый исход — не чтобы она стала лучше, а чтобы её просто не было. Такая игра. Нехорошая, но настоящая. И вот вопрос: где заканчивается игра и начинается честное управление?

🧭 Что делать управленцу

Мы, как руководители или просто взрослые, часто стоим на развилке:

  • 🤝 Сонастраиваться с людьми. Стать настолько гибкими, чтобы научиться взаимодействовать даже с теми, кто несимпатичен. Это путь зрелости и роста.
  • ✂️ Отпускать. Иногда человек просто не встраивается. И честно расставить точки — тоже форма зрелости. Отпускать — не значит проигрывать.

А значит, важно не просто видеть игру, но и решать — участвовать ли в ней, менять ли сценарий или выходить из него.

📌 Что мне дала эта книга

  • 🔍 Я стала внимательнее к людям. Видя потребность в «поглаживаниях», легче не злиться на «лишние» слова или эмоции.
  • 🧩 Я поняла, почему мы устаём без дела. Нам нужно упорядочивание, иначе начинаем разваливаться.
  • 🎭 Я научилась замечать игры. И это уже половина управления ими.
  • ⚖️ Я стала честнее с собой. Иногда наш сценарий не про развитие, а про устранение. Это важно признавать.

Мы все ищем касаний — пусть даже косвенных, пусть даже в зуме. Мы играем, потому что это наш способ быть вместе. А значит, если понимать правила, можно выбрать и другие — добрее, мягче, искреннее.

Иногда игра не про победу, а про танец. И даже если партнёр не тот — можно выбрать, станцевать ли этот круг до конца. Или покинуть зал, накинув на плечи лёгкую накидку ясности.