Когда мы говорим о профессии маркетолога, в первую очередь вспоминаем про знания инструментов, аналитики и создания стратегий. Это фундамент.
Но важно иметь не только отличные профессиональные навыки, маркетологу нужно развивать и soft skills — гибкие навыки, которые помогают мыслить шире, действовать точнее и выстраивать доверие с аудиторией, коллегами и клиентами.
Сегодня расскажу о восьми таких навыках — и о том, как именно они усиливают вас как специалиста.
Скилл первый: инициативность
Маркетолог в компании — это не просто исполнитель чужих задач. Это стратег, генератор идей, человек, который часто видит шире, чем его руководитель. Именно поэтому от маркетолога ждут не только результативной работы, но и инициативности.
Инициативность — это когда вы не просто выполняете задачи, а сами их формулируете, исходя из бизнес-целей. Когда вы постоянно пробуете вводить в компанию новые инструменты, видите проблему, прежде чем её озвучит руководитель и предлагаете идеи по развитию бизнеса еще до того, как в этом возникнет необходимость.
Если вы не проявляете инициативу — задачи застревают, гипотезы не рождаются, продажи не растут. Потому что никто, кроме вас, не придёт и не скажет: «Вот идея, давай проверим».
Без инициативности в маркетинге невозможно. Это профессия для тех, кто умеет брать на себя ответственность, мыслить наперед и быть движущей силой проекта.
Можно даже сказать, что из всех soft skills именно инициативность — ключевой драйвер карьерного роста для маркетолога. Она отличает «обычного специалиста» от того, кого зовут в сильные команды и проекты.
Скилл второй: коммуникабельность
Коммуникабельность маркетолога — это умение выстраивать рабочие отношения с разными участниками процесса: клиентами, коллегами, подрядчиками, аудиторией.
Она нужна на каждом этапе работы!
Коммуникабельность позволяет:
- быстрее понять задачу заказчика;
- избежать лишних правок и недопониманий;
- презентовать и аргументировать свои идеи;
- настроить эффективную работу в команде.
Но также коммуникабельность помогает и расти карьере:
- легко заводить новые знакомства и, что важно, поддерживать их;
- выстраивать доверительные отношения с руководством и коллегами;
- узнавать актуальные новости;
- получать полезные советы от более опытных коллег.
В маркетинге невозможно быть эффективным и развиваться без умения вести диалог.
Скилл третий: аналитическое мышление
Речь идет не об аналитике конкретных данных, а об умении выстраивать логические цепочки в целом: выдвигать и проверять гипотезы, создавать стратегии, видеть закономерности и т.д.
Калькулятор и компьютер оба умеют считать, но «аналитические способности» второго выше, поэтому он может работать с более сложными данные. Человек с аналитическим мышлением также способен на большее.
Аналитическое мышление позволяет вам принимать решения не на уровне интуиции, а основе логических рассуждений. Видеть связи между действиями и результатами. Понимать, где воронка проседает и как на неё влияет упаковка, цена, позиционирование, канал коммуникации и т.д.
Поверьте, вам, как маркетологу, будут постоянно приходить в голове всякие «гениальные» идеи. Их сразу же захочется реализовать.
Но перед этим нужно логически все обдумать. Задать вопросы: что мы хотим этим сказать? Кому? К чему это должно привести? Креатив будет работать на задачи бизнеса? Какие наши каналы мы можем задействовать?
А когда что-то идёт не так, мы не паникуем, а также используем наше аналитическое мышление, чтобы выяснить, что сработало, где мог быть сбой, что можно изменить.
Часто профессия маркетолога может напоминать чистых хаос. И аналитическое мышление — способ его упорядочить.
Скилл четвертый: лидерство
Согласно отчету LinkedIn за 2024 год, лидерство вошло в топ-5 самых востребованных мягких навыков. И в профессии маркетолога оно тоже очень нужно.
Лидер — это специалист, который умеет найти подход к каждому человеку в коллективе и вдохновляет других на активные действия.
А поскольку в маркетинге мы должны достигать конкретных результатов, при этом постоянно работая с креативной частью, которая не поддается контролю, иметь лидера — значит иметь порядок в работе.
Маркетолог — это капитан корабля. Он руководит целой командой: ставит задачи, мотивирует, ведет их к коллективному успеху. Кроме того, ему часто приходится коммуницировать с другими отделами и даже направлять их работу.
Так что научиться принципам лидерского мышления — очень полезно!
Скилл пятый: умение убеждать
Нужно уметь не просто придумать стратегию, но и «продать» её клиенту или руководителю. Ведь от этого зависит, поверит ли он в нее и выделит ли бюджет.
Мой любимый пример крутой аргументации — это Аарон Крауз, создавший губки для мытья посуды Scrub Daddy, которыми сейчас пользуется вся Америка.
Губки он разработал на собственные деньги, но вот для раскрутки бренда нужны были инвестиции.
За ними он пошел на популярное телешоу стартапов Shark Tank, где люди должны были провести презентацию так, чтобы инвесторы выделили деньги. Его презентация продукта была такой мощной, что у экспертов не осталось никакого скептицизма, а ролик с представлением Аароном продукта до сих пор ходит по сети, как пример идеальной презентации.
Видео презентация Аарона Крауза: https://www.instagram.com/reel/DJHJ4DHMRdT/?igsh=MWk2NGY3bHU0bm5neQ==
Скилл шестой: умение работать в режиме многозадачности
Созвониться с подрядчиком, утвердить креатив, поставить задачи команде, сдать ответ заказчику — и все это одновременно. Маркетолог одновременно может быть занят целым пулом задач, поэтому ориентироваться в них без потери качества — важный навык.
Весь секрет в том, чтобы грамотно расставлять приоритеты и держать в фокусе сразу несколько задач, но при этом грамотно их делегировать, если есть такая возможность.
Скилл седьмой: эмпатия
Она позволяет маркетологу хорошо использовать эмоции в рекламных кампаниях. Эмпатичный специалист хорошо чувствует эмоции аудитории, понимает ее боли и потребности.
Сейчас даже появился термин «эмпатийный маркетинг» — подход, который помогает бизнесу понимать клиентов на еще более глубоком уровне и выстраивать доверительные отношения.
А учитывая тренд на персонализацию, эмоциональный маркетинг и создание комьюнити, нам нужно знать глубинные желания клиентов.
В эмпатийном маркетинге в центре внимания оказываются уже не продукты или услуги, а эмоции ЦА. То есть, записываясь в студию танцев, клиенты хотят не просто танцевать, а получить чувство уверенности в себе, раскрепоститься, прийти к гармонии с телом и т.д.
Сегментация происходит уже по эмоциям и ценностям. Например, делает ли этот сегмент эмоциональные или рациональные покупки. Какие эмоции стоят за покупкой?
Маркетологу будет гораздо проще делать этот анализ, если он будет хорошим эмпатом.
Скилл восьмой: любознательность
И снова статистика, на этот раз из Гарварда. Исследователи опросили 1500 руководителей. Их спросили: «Какие навыки необходимы сейчас и в будущем». «Любознательность» — был в ТОП-3.
Все из-за цифровизации и довольно серьезных изменениях в маркетинге. Каждый день появляются новые технологии, а вместе с ними — новые подходы, которые мы можем использовать в продвижении.
Если не быть любознательным и не хотеть их изучать, можно стать тем самым динозавром, который до сих пор работает «по-старинке».
Любознательность дает маркетологу много преимуществ:
- делает его жадным до постоянного обучения;
- стимулирует на креативы и инновации;
- позволяет мыслить вне рамок проекта;
- помогает эффективнее искать новые идеи;
- дает творческий подход к решению задач;
- приводит к более глубокому анализу данных.
Хороший маркетолог всегда копает глубже: изучает ниши, разбирает кейсы конкурентов, читает новости рынка. Без интереса к миру идей не будет.
«Что делать, если у меня от природы нет этих навыков?»
Вы могли дочитать этот текст и подумать:
«Я не особенно инициативный. Не чувствую себя лидером. Мне что — уходить из профессии?»
Нет. Софт-скиллы — это не врождённый талант, а набор умений, которые развиваются с опытом.
С чего начать?
Выберите один навык, который пока даётся труднее всего, и сфокусируйтесь на нём в течение ближайшего месяца.
Например:
- хотите развить коммуникабельность — представьте себя маленьким ребенком, который еще ничего не знает, и ему все интересно. Задавайте коллегам вопросы об их работе и о том, насколько им комфортно работать с вами. А потом анализируйте. Попробуйте выйти на профессиональные сообщества, где другие маркетологи делятся опытом, и тоже чем-то поделитесь;
- сложно с инициативностью — берите на себя хотя бы одну дополнительную задачу в неделю, пусть небольшую, но по собственной инициативе;
- не хватает гибкости — при возникновении форс-мажора попробуйте отловить момент, когда выходите из себя и теряете контроль над ситуацией. Сосредоточьтесь и потренируйте способность поиска решений (и записывать их, чтобы видеть прогресс).
Развитие начинается с маленьких шагов. Но каждый из них двигает вас к большему профессионализму.
Не обязательно быть идеальным — достаточно быть развивающимся.