Найти в Дзене

Бытовой инфантилизм и социальная выученная беспомощность

Взрослые дееспособные люди, сталкиваясь с общественными проблемами незначительного масштаба, находят единственное решение – жаловаться и надеяться, что большие дяди решат. Кто-то другой должен убирать мусор, красить, ремонтировать, ухаживать за придомовой территорией.

Чисто юридически - скорее всего да, кто-то должен. А если не делает? А если нет "назначенного"?

Сама позиция "они должны (мне)" похожа на поведение детей, ждущих, что взрослые решат их проблемы, главное – постоянно, нудно и долго голосить. Помните же это бесконечное «ма-а-а-ама… ма-а-а-ама…»? Получается своеобразная инфантильность на уровне групп.

Самим ничего предпринимать нельзя. Раз поставили (снесли, (не)сделали, перекрыли...) – значит, надо. Если наверху не разберутся – нужно писать еще выше. Вплоть до президента

По сути, инфантильность во всех своих проявлениях – это преобладание детских и подростковых черт в поведении взрослых.

Это эгоцентризм, отсутствие перспективы будущего, ориентация на развлечение, низкий уровень самообслуживания и прочее.

Например, я знаю мужчин, которые предпочитают голодать, дожидаясь возращения «мамы» (то есть жены) с работы, чем самим что-то приготовить. Главная черта инфантильного поведения – отсутствие саморегуляции и способности самостоятельно удовлетворять потребности. Как следствие возникает зависимость от того, кто за все отвечает, и страх вступать в конфликт с тем, у кого такая большая власть.

Сталкиваясь с любой проблемой, человек не задаётся вопросом "что я могу сделать, чтобы ее решить?" Он сразу думает "Кто должен это решать?" И ответ "Я" не рассматривается.

На социальном уровне инфантильность проявляется в патернализме – таких отношениях, в которых старшие (обладающие властью) опекают младших, взамен требуя от них послушания, то есть удобства для самих себя. Если такие отношения длятся долго, то могут сформироваться так называемые авторитарные личности, описанные Теодором Адорно на материале исследований жителей нацистской Германии. Это люди, которые в социальных отношениях с готовностью принимают диктат сильных лидеров и правил, подавляя любые проявления «непослушания» (то есть выход за рамки общепринятых норм). В такой системе отношений требования могут спускаться только сверху вниз, а снизу вверх – только просьбы. Идеальный детский сад, где все дети послушны – или из страха, или из искренней веры в то, что взрослые люди лучше знают.

В подобных обществах для многих людей, не готовых принять патернализм, характерен синдром выученной беспомощности, впервые описанный американским психологом Мартином Селигманом.

Суть этого синдрома – отказ живого существа (человека или социального животного) от попыток повлиять на свою участь при неоднократном провале этих попыток.

Если, что бы ты ни делал, усилия ни к чему не приводят, если не видишь выхода – формируется ощущение полного бессилия и наступает отказ от активных действий, пассивность перед внешними воздействиями. Человек просто перестает верить в то, что способен хоть как-то повлиять на мир вокруг. Он покорно сносит удары судьбы/власти/других людей, в лучшем случае надеясь на милость, а в худшем – через равнодушие впадая в депрессию.

Синдром выученной беспомощности – одна из основных причин пассивно-инфантильного социального поведения людей.

Для преодоления этого синдрома – и на личностном уровне, и на социальном – важно обрести ощущение, что ты можешь хоть на что-то влиять.

Это ощущение рождается из очень маленьких дел и шагов, которые, если их не обесценивать (что очень любят делать те, кто не заинтересован во взрослении), служат ступеньками к более серьезным действиям.

Например, вместо того чтобы долго и упорно ждать, когда приведут в порядок детскую площадку во дворе, человек берет – и в одиночку прибирает ее. А если не может сам принять участие в активных действиях – просто поддерживает тех, кто готов не ждать милости.

Любая форма активной деятельности по решению проблемы способствует преодолению выученной беспомощности. Помощь деньгами, моральная поддержка, участие в обсуждении... Ключевая идея - не отказываться от ответственности

Из ощущения причастности к хорошему делу рождается самоуважение, а самоуважение – фундамент для взросления и личности, и общества.