Найти в Дзене

Пётр Щербаков: "Я не Катерина, в Волгу не брошусь..."

Он умел оживить любого персонажа буквально парой жестов — лёгкий кивок, выразительный взгляд, едва заметное движение бровей. И всё — зрителю сразу всё ясно, образ уже живёт на экране. Пётр Щербаков никогда не стремился быть смешным, не строил из себя комика. Наоборот, в любой сцене сохранял серьёзность — даже в комедиях. Но именно эта сдержанность и порождала комический эффект. Смех вызывали не шутки, а точность, с которой он воплощал характер. Порой и саму съёмочную группу приходилось останавливать — актёры не могли сдержать смех, срывая дубль за дублем. Щербаков был человеком с очень "простым" жизненным сценарием — таким, каким и должен был быть идеальный герой советской эпохи, которых он так органично играл. Родился он в деревне в Калужской области — туда направили его отца поднимать сельское хозяйство. После окончания войны семья переехала в столицу. Отец и сёстры пошли работать на ЗИЛ, и Пётр поначалу последовал их примеру — тоже устроился на завод. Однажды сёстры уговорили Петра

Он умел оживить любого персонажа буквально парой жестов — лёгкий кивок, выразительный взгляд, едва заметное движение бровей. И всё — зрителю сразу всё ясно, образ уже живёт на экране. Пётр Щербаков никогда не стремился быть смешным, не строил из себя комика. Наоборот, в любой сцене сохранял серьёзность — даже в комедиях. Но именно эта сдержанность и порождала комический эффект. Смех вызывали не шутки, а точность, с которой он воплощал характер. Порой и саму съёмочную группу приходилось останавливать — актёры не могли сдержать смех, срывая дубль за дублем.

Щербаков был человеком с очень "простым" жизненным сценарием — таким, каким и должен был быть идеальный герой советской эпохи, которых он так органично играл. Родился он в деревне в Калужской области — туда направили его отца поднимать сельское хозяйство. После окончания войны семья переехала в столицу. Отец и сёстры пошли работать на ЗИЛ, и Пётр поначалу последовал их примеру — тоже устроился на завод.

"Вы Петьку не видели?"
"Вы Петьку не видели?"

Однажды сёстры уговорили Петра заглянуть в театральную студию — там остро не хватало юношей. Он согласился, и сцена увлекла его с первой репетиции. Щербакову нравилось выступать, но он не воспринимал это всерьёз — считал хобби временным, а себя человеком практичным. Техникум он окончил с отличием и имел право поступать в вуз без экзаменов, готовясь стать инженером. Всё шло по чётко намеченному плану.

Однако случай изменил всё. Прогуливаясь однажды по Москве, он оказался рядом с ГИТИСом. Внезапно принял решение зайти. Подошёл к преподавателям и прямо сказал:

- Пусть ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь!

К удивлению самого Петра, педагоги сразу увидели в нём потенциал. Его приняли сразу на второй курс.

"Они встретились в пути"
"Они встретились в пути"

В 1955 году, завершив обучение, Щербаков уехал в Германию — играть в театре при группе советских войск в ГДР. Вернувшись в Москву спустя три года, он стал частью нового, по-настоящему свободного и креативного коллектива — только что созданного Театра «Современник», организованного инициативной группой молодых актёров.

С Галиной Волчек, Олегом Табаковым и Олегом Ефремовым он был в приятельских отношениях, часто вступая с ними в жаркие споры о спектаклях и репертуаре — до хрипоты, но всегда по делу.

"Страницы былого"
"Страницы былого"

Однако самым близким другом Петра Щербакова стал Евгений Евстигнеев. С первого взгляда — полная противоположность: один мощный, статный, другой — невысокий, колкий. Но их объединяло нечто гораздо большее — тонкое чувство юмора и мгновенное понимание друг друга с полуслова. Евстигнеев мог одним саркастичным замечанием разрядить любую обстановку, а Щербакову достаточно было взгляда, чтобы донести суть без слов. Они оставались неразлучны до конца жизни.

Трагично, что их уходы последовали один за другим: Евгений Евстигнеев умер 4 марта 1992 года, а ровно через 12 дней, 16 марта, не стало и Петра Щербакова.

Петр Щербаков и Евгений Евстигнеев в фильме «Зимний вечер в Гаграх»
Петр Щербаков и Евгений Евстигнеев в фильме «Зимний вечер в Гаграх»

Ещё в 1958 году, когда Пётр только вернулся в Москву, он начал сниматься в кино. Его дебют сразу оказался ярким — главная роль в фильме «Добровольцы». Щербакова полюбили не только за харизму и выразительную внешность, но и за особый тембр голоса, полное внутреннего тепла. Он исполнял под гитару ставшую культовой песню:
«А годы летят, наши годы, как птицы летят...»
— и этим мгновенно запоминался зрителям.

"Добровольцы"
"Добровольцы"

Тем не менее, роль Славки Уфимцева так и осталась единственным "героическим" появлением Петра Щербакова в кино. Что помешало раскрыться в полную силу? Возможно, сам он и мечтал о значительных ролях на экране, но театр всегда оставался для него приоритетом. Репетиции, спектакли, гастроли — часто на месяцы, а то и на полгода — не оставляли возможности погружаться в большие киноработы. Поэтому Щербаков соглашался только на небольшие эпизоды. Но даже мельчайшие роли в его исполнении оставляли яркий след.

"Служебный роман"
"Служебный роман"

Так, его персонаж — молчаливый Бубликов из «Служебного романа» — запомнился зрителям не меньше, чем главные герои Людмила Прокофьевна и Новосельцев. И это при том, что он не произнёс в кадре ни одной реплики. Сам актёр сначала обиделся на Эльдара Рязанова, когда узнал, что все сцены с его диалогами были вырезаны. Но позже, слыша восхищённые отзывы критиков, с интересом слушал, как те восхищаются: мол, как точно он сыграл Бубликова только взглядом, как выразительно он заглядывался на ноги сотрудниц, мелькающих перед ним по лестнице, и с каким трагизмом смотрел на собственный портрет в траурной рамке.

"Служебный роман"
"Служебный роман"

Правда, этот эффект был и заслугой режиссёра. В день съёмок Рязанов попросил Щербакова по дороге заехать в фотоателье и забрать свою фотографию — ту самую, которую потом поместили в траурную рамку. Режиссёр хотел, чтобы актёр заранее прочувствовал неловкость и абсурдность ситуации — это дало нужное настроение и позволило Щербакову без слов создать нужный образ.

Для роли саксофониста Бавурина в фильме «Мы из джаза» Пётр Щербаков специально освоил тот самый музыкальный пассаж, который звучит на протяжении всей картины как музыкальный лейтмотив. Импровизация давалась ему так же тяжело, как и его экранному герою. Но, видимо, результат оказался убедительным — после зарубежных показов картины иностранные зрители всерьёз интересовались, кто этот виртуозный джазмен и можно ли пригласить его на гастроли.

"Мы из джаза"
"Мы из джаза"

А сколько он сыграл всевозможных чиновников и партийных функционеров! И каждый из них в его исполнении получался уникальным. То – догматик, то – коррупционер, то – честный труженик системы. Щербаков находил особый штрих для каждого образа. В этом, вероятно, помогал личный опыт: он возглавлял комсомольскую ячейку на ЗиЛе, был парторгом сначала в ГИТИСе, потом в «Современнике» и в МХАТе. Эта ноша была ему в тягость, но он сознательно брал её на себя, считая, что лучше уж он будет буфером между коллегами и вышестоящим начальством, чем кто-то беспринципный. Особенно в «Современнике» его часто вызывали «на ковер» — театр критиковали за вольнодумство, а отвечать приходилось Щербакову.

"Дорогое удовольствие"
"Дорогое удовольствие"

Он вообще обладал редкой душевной щедростью. Заботился о труппе, как о семье. На заграничных гастролях, где каждый экономил буквально на всём, он легко мог купить продуктов, сварить обед и угостить всех коллег — потому что считал это правильным. О себе всегда думал в последнюю очередь. Свой угол в Москве он получил лишь после пятидесяти лет.

Женщины часто обращали на него внимание — высокий, основательный, с руками мастера: и розетку починит, и суп сварит, и мебель соберёт. Казалось бы, идеальный муж. Но счастья в личной жизни Петра Щербакова было не так много.

"Похождения графа Невзорова"
"Похождения графа Невзорова"

Во время съёмок ленты «Страницы былого» в Одессе он познакомился с балериной по имени Светлана. Вскоре они поженились, но ехать с мужем в Москву молодая жена не захотела — осталась в родном городе. Семейная жизнь на расстоянии быстро дала трещину, и их брак вскоре распался.

Отцом актёр стал уже в зрелом возрасте. В 1971 году вторая супруга, Нина, подарила ему сына Андрея. Но счастье длилось недолго: Нина тяжело заболела и ушла из жизни, когда малышу едва исполнилось три года. Щербаков остался один с ребёнком на руках. Он сам готовил сыну еду, водил его в детский сад, а вечерами, не имея возможности оставить Андрея дома, брал его с собой в театр. Мальчик коротал время за кулисами, часто сидел в гримёрке отца, впитывая театральную атмосферу с самого детства.

Сын актёра Андрей с семьей
Сын актёра Андрей с семьей
"Мне лет пять было, когда я сидел в партере, а отец играл в комедии «Провинциальные анекдоты». В одной из сцен он лежал на кровати и плакал. Я встал с места и закричал на весь зал: «Папочка, не волнуйся, я здесь, я с тобой». Зрители хохотали, а кто-то из администраторов увел меня за кулисы. Вот так мы с папой и жили" - рассказывал сын актёра.

Вскоре Пётр Щербаков начал проявлять внимание к молодой билетёрше Галине Лиштвановой. Её сначала смущала солидная разница в возрасте — актёр был старше на 14 лет. Но Пётр умел завоёвывать сердца: приносил шикарные букеты, читал стихи, очаровывал интеллигентностью и мягкой настойчивостью. Постепенно Галина поддалась его обаянию.

С сыном Андреем
С сыном Андреем

Когда она сообщила любимому, что ждёт ребёнка, Щербаков предложил оформить отношения. Однако Галина решила, что свадьбу лучше сыграть уже после рождения малыша. Но что-то в Петре изменилось — его чувства стали угасать. По словам самой Галины даже в родильный дом он заглянул только спустя неделю, ссылаясь на гастрольную занятость. Обиженная, Галина вместе с новорождённой дочкой Олей уехала к родителям.

Тем временем в жизни актёра появилась новая женщина — Валентина Бекетова, его давняя поклонница. Она была старше, уверенная в себе, с высоким положением — заведовала рестораном в Доме дружбы народов. Валентина знала, как добиться желаемого, и действовала решительно. В 1977 году они зарегистрировали брак.

С супругой Валентиной и сыном
С супругой Валентиной и сыном

Щербаков исправно выполнял свои обязательства и перечислял алименты, но дочка Оля осталась с фамилией матери. Настоящей связи между отцом и дочерью так и не возникло. Позже Галина признавалась: возможно, всё сложилось бы иначе, не поддайся она тогда горечи обиды — если бы чаще напоминала Щербакову о его ребёнке, приводила девочку к нему, не позволила бы им отдалиться.

Однажды уже взрослая Оля пришла на спектакль, в котором играл её отец — тогда он служил во МХАТе. Пётр заметил её из-за кулис, наблюдал украдкой, но подойти не решился. Она тоже не осмелилась заговорить. И лишь когда Щербакова не стало, Ольга подошла к его гробу и поцеловала — в первый и единственный раз.

Пётр Щербаков умер во сне 16 марта 1992 года. Его сильно подкосила смерть лучшего друга - Евгения Евстигнеева. Буквально за несколько часов до своего ухода актёр рассказал друзьям и близким: "Женя позвал меня к себе...". Он попросил у всех прощения, словно прощаясь, а ночью его не стало.

Дочь актёра Ольга
Дочь актёра Ольга

А вот сына Андрея на похоронах не было. К тому времени он уже обосновался в США. Андрей с юности ощущал над собой тень отцовской заботы, которая, казалось, сопровождала его на каждом шагу. Стоило Петру Щербакову позвонить знакомому — и двери в актёрскую школу распахивались: так Андрей оказался на курсе у Табакова в Школе-студии МХАТ. Кто-то бы только порадовался такому покровительству, но Андрей мечтал сам проложить себе путь. В итоге, в 19 лет он вместе с друзьями-циркачами эмигрировал в Америку, где сумел построить достойную сценическую карьеру и даже выступал на Бродвее.

"Когда его не стало, я встал перед выбором: ехать ли на похороны? Я не поехал. Потому что это был бы билет в один конец. Но я до сих пор считаю, что я его предал. Это было очень некрасиво
с моей стороны. Я думаю, мне еще придется серьезно с ним поговорить на том свете", – рассказал Андрей на одном из ТВ-шоу.