Найти в Дзене

Венецианов и его крестьяне, новая книга

Вышла из печати моя книга "Венецианов и его крестьяне: новые факты о поместье и героях картин Венецианова по первому комплексному исследованию ревизий, метрик, исповедных ведомостей, межевых планов и проверке ещё шести архивных дел. Эта книга родилась почти случайно. Я увлекаюсь краеведением, поэтому у меня была разработана экскурсия по Венециановским местам (http://putnik.ru/dosug/venec.asp), но эта тема не увлекала меня глубоко и поэтому «копать» в архивах я не планировал. Всё началось с книги Виноградова Б.К. и Ивановой Н.И. «Венецианов в Сафонково»[1] (статьи из которой я читал ещё до выхода книги, когда они публиковались на краеведческом форуме Путника[2]). Поскольку я помнил, что писал об А.Г. Венецианове Архангельский Н.А.[3], то, встречая у Виноградова противоречия, я задавался вопросами: кто же из них прав? Что мне говорить экскурсантам? Например, когда Венецианов переселился из Тронихи в Сафонково: в 1832 году, как писал Архангельский (с. 68), или в начале 1820-х, как утвержд

Вышла из печати моя книга "Венецианов и его крестьяне: новые факты о поместье и героях картин Венецианова по первому комплексному исследованию ревизий, метрик, исповедных ведомостей, межевых планов и проверке ещё шести архивных дел.

Обложка книги
Обложка книги
Содержание книги и выходные данные.
Содержание книги и выходные данные.

1. Предисловие (из книги)

Эта книга родилась почти случайно. Я увлекаюсь краеведением, поэтому у меня была разработана экскурсия по Венециановским местам (http://putnik.ru/dosug/venec.asp), но эта тема не увлекала меня глубоко и поэтому «копать» в архивах я не планировал. Всё началось с книги Виноградова Б.К. и Ивановой Н.И. «Венецианов в Сафонково»[1] (статьи из которой я читал ещё до выхода книги, когда они публиковались на краеведческом форуме Путника[2]). Поскольку я помнил, что писал об А.Г. Венецианове Архангельский Н.А.[3], то, встречая у Виноградова противоречия, я задавался вопросами: кто же из них прав? Что мне говорить экскурсантам? Например, когда Венецианов переселился из Тронихи в Сафонково: в 1832 году, как писал Архангельский (с. 68), или в начале 1820-х, как утверждал Виноградов (с. 32)? От этого зависело, где были написаны Венециановым ранние, более известные картины, и поэтому куда стоит сходить в первую очередь.

Я решил найти истину в первоисточниках. Для этого обратился к ревизским сказкам (РС), метрическим книгам (МК) и исповедальным ведомостям[4] (ИВ), копии сканов которых можно посмотреть через интернет.

В поиске и прочтении мне помогли Владимир Крутов (Гамбург) и Татьяна Петрова (СПб). Эпизодическую помощь по отдельным вопросам также оказал краевед Игорь Космаков из Фировского района. Всем им я приношу свою огромную благодарность! Когда я пишу в тексте «мы», это значит, что найденные (или не найденные) факты и вопросы мы обсуждали совместно с кем-то из искавших помощников и приходили к общему мнению, которое я и излагаю.

Первое моё исследование было о дате рождения дочери Венецианова Фелицаты[5], статью я опубликовал 20 ноября 2020 г.[6] Оно показало мне, что Виноградов метрические книги не смотрел, а к цитатам из документов он, как и Архангельский, отнёсся невнимательно, допустив ошибки.

Затем, изучая землевладения Венецианова, число крепостных у него, год переноса усадьбы из Тронихи в Сафонково, разбирая заочный спор по этим вопросам Виноградова с Архангельским, я с удивлением понял, что никто не изучал ревизские сказки Венецианова, все метрики и исповедки о его крестьянах. Юренев С.Н.[7] и Архангельский Н.А. немного обращались к некоторым исповедкам и метрикам, но выборочно, без сопоставления их с РС и потому допустили много ошибок. Это можно оправдать труднодоступностью архивных документов в прежние времена, когда к ним не было дистанционного доступа. Между тем, по данным о демографии крестьян Венециановых можно судить и о некоторых психологических чертах самого художника, как управленца своим большим хозяйством и как человека.

У меня был опыт обработки больших массивов данных, и я создал базу данных обо всех крестьянах Венецианова, проследив их судьбу по сохранившимся документам и обобщив статистику. Так родился целый цикл статей, которые я постепенно публиковал на форуме. (Я считаю, что информация в интернете доступнее, чем бумажные книги, и не отнимает время автора на распространение книг, что сложнее, чем написать исследование).

Но бумажные книги тоже нужны. Потому что любой сайт живёт, лишь пока его кто-то поддерживает, платит за размещение (хостинг), а бумажные книги надёжнее для сохранения информации надолго. Поэтому возникла мысль издать результаты исследования в виде книги. Такие пожелания высказывали и читатели форума.

Эта идея укрепилась ещё и потому, что мне не удалось опубликовать ни одну главу из своих исследований в районной газете. Конечно, редакция вправе сама решать, что ей печатать, но такое игнорирование важных краеведческих открытий о земляке – великом художнике я считаю ошибкой.

В отличие от статей на форуме Путника в данной книге:

1. Добавлено несколько новых глав (не публиковавшихся на форуме).

2. Я проверил 5 архивных дел из ГАТО и 1 дело в Удомельском архиве и внёс по ним исправления и дополнения в текст книги.

3. При написании статей на форум некоторые вопросы были изучены лишь частично и полностью стали ясны позже. В книге исследование завершено и все промежуточные ошибки исправлены.

4. Текст ряда глав существенно переделан, поскольку статьи на форум писались как отзыв на книгу Виноградова, здесь же изложение сделано самостоятельным и отредактировано в расчёте на обычных читателей, сокращён ряд взаимосвязанных повторов.

5. Изменён порядок изложения материала (последовательность глав) для удобства восприятия.

Ввиду новизны многих сведений, вошедших в книгу, они могут вызвать вопросы и сомнения, поэтому особое внимание я уделил доказательствам, которые постарался изложить подробно. Возможно, это было бы лишним для просветительского издания, рассчитанного на туристов (которые обычно «не в теме» и которым доказательства не нужны, поскольку они верят авторам на слово). Но я пишу для истории, для научных знаний, а не для коммерции, поэтому считаю важным, чтобы все утверждения были доказательными. А кому доказательства не интересны, можно пропускать их.

Мне не нравится, когда авторы, что в интернете, что в бумажных книгах, пишут какие-то исторические утверждения без всякого их обоснования, что, по сути, является не научно-исторической литературой, а художественной, хоть и по историческим мотивам. Есть много талантливых авторов (тот же В. Ян, Ю. Семёнов), но талантливость фантазий не заменяет знания исторической истины – а как было на самом деле? И вот научную литературу от художественной должна отличать именно доказательность. Не просто список литературы, просмотренной автором, но ссылки на источник каждого значимого факта, утверждения. Чтобы не было домыслов. Версии допустимы, но они должны быть поданы именно как предположения, а не утверждения. Знание отличается от веры именно доказанностью. Всё, что не имеет обоснований, есть фантазии авторов на исторические темы (художественная литература). Не краеведческая, не научная.

Поэтому я не включал и в список источников просмотренную художественную литературу о Венецианове (типа книги Леонтьевой Г.К.). Как не включал и те источники, которые не изучал целиком, взяв только отдельные цитаты из них.

Кроме того, некоторые подробности в книге обусловлены тем, что сам ход поиска истины мне показался увлекательным, как детектив. Но детективы выдуманы авторами, а в историческом поиске результат заранее не известен никому. И неизвестность, непредсказуемость результата гораздо увлекательнее вымышленных детективов. И я надеюсь «заразить» своим поисковым интересом и читателей.

Во многих главах я даю обзор работ предыдущих авторов по разбираемой теме и анализ их ошибок. Я это делаю потому, что однажды в Брусовской библиотеке читатели пожаловались мне, что краеведы часто пишут противоположное, не комментируя утверждения друг друга, будто не знакомы с ними. Как простому читателю понять, кто прав? И у меня такие же вопросы возникали. Поэтому я и хочу помочь читателям разобраться, где предшественники ошиблись и почему.

Хочу подчеркнуть, что эта книга не является обзором по всей тематике, связанной с А.Г. Венециановым. Эта тематика слишком обширна, и я не считаю себя готовым писать обо всём. Да и не считаю нужным включать в свою книгу то, что уже неплохо изложено другими авторами. Краткие обзоры «обо всём», наверное, тоже нужны (для школьников или туристов), но краткость неизбежно делает их бездоказательными (как, например, фотоальбом Подушкова Д.Л.[8]). Поэтому я предпочёл рассказать всё о немногом, чем понемногу обо всём. И ограничусь только вопросами, по которым открыл что-то новое или исправил чужие ошибки. Это вопросы о поместье Венецианова, его крестьянах, отношениях художника с ними. По остальным вопросам рекомендую книги Виноградова Б.К. и Корниловой А.В.[9]

Хоть я и критикую Виноградова Б.К. за многочисленные ошибки, но в его книге есть много достоверных важных подробностей и новых данных, которых нет больше ни у каких других авторов. Это действительно фундаментальный многолетний труд исследователя, который заслуживает уважения и обязателен для ознакомления для любого, кто всерьёз интересуется жизнью и творчеством А.Г. Венецианова. Приобрести эту книгу пока ещё можно у соавтора – Ивановой Натальи Ивановны, тел. 910-831-13-36 или https://vk.com/natkif (в феврале 2025 года книга ещё оставалась у неё для продажи).

Надеюсь, что мой труд окажется интересным и полезным читателям.

Примечания:

[1] «Венецианов в Сафонково», Новгород, 2020 г. Далее буду писать коротко «Виноградов»

[2] http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=13840#p13840

[3] Здесь и далее – Н.А. Архангельский «История Удомельского района», 2006 г. Далее коротко буду писать «Архангельский»

[4] Они назывались то ведомости, то росписи, то исповедные, то исповедальные. Я буду для краткости далее называть их ИВ или «исповедки», но отмечу, что все варианты - правильные

[5] Виноградов считал правильным писать «Филицата», но обоснования в книге я не нашёл. Справочники допускают написание и так, и так. Но, поскольку трактуют происхождение от латинского felix (счастливый), то я пишу через «е»

[6] http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=15890#p15890, но в эту книгу её не включаю, как малозначимую

[7] «Алексей Гаврилович Венецианов и ученики», Тверь, 2014, издание Тверской картинной галереи. Далее в тексте – «Юренев»

[8] Подушков Д.Л. «Художник А.Г. Венецианов в Удомельском крае. Удомельские ученики», 2019 г. Далее – «Подушков»

[9] «Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике» Сост. Корнилова А.В. Л., Искусство, 1980 г. Далее в тексте – «Корнилова»

---------------------------------------

В Удомле книгу можно приобрести в офисе турбюро "Одиссей" (Курчатова, 3 - 37 с 10 до 19 в будни, по субботам с 11 до 15). Розничная стоимость в Удомле на 2025-й год - 900 руб.

Иногородним рациональнее всего делать заказ через Авито - https://www.avito.ru/udomlya/knigi_i_zhurnaly/kniga_venetsianov_i_ego_krestyane_ot_avtora_7563486389. Доставка через Авито обходится в 200 руб., которые уже включены в цену на Авито (1100 руб.) Можно также заказать и по ak@putnik.ru или 910-937-95-92 (лучше письменно - Вотсапп, Телеграмм, смс), но в этом случае почтовая доставка обойдётся дороже - в 300 руб.

Отзывы о книге, информация о презентациях - на форуме: https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=16&p=18806#p18640

- - - - - - -
Глава 20 из книги, "
«Голова старика» – Дмитрий Кондратьев?" - https://dzen.ru/a/aNvyUYcINV83NWty