Найти в Дзене
Rock AD

100 величайших песен в истории рока: 23 Blue Oyster Cult — (Don't Fear) The Reaper

Оглавление

Год выхода: 1976. Продюсеры: Дэвид Лукас, Мюррей Кругман и Сэнди Перлман

CBS Records
CBS Records

Трек (Don't Fear) The Reaper первоначально появился на альбоме Agents Of Fortune в 1976 году и в качестве сингла достиг 12-го места в США, а также стал первым (и последним) попаданием группы с Восточного побережья Америки в британский топ-20. Главный хит BOC родился, когда в 1976 году гитарист/вокалист Дональд «Бак Дхарма» Розер засел в студии, чтобы написать песни для четвертого студийного альбома группы. Они только что вернулись из своего первого европейского тура и наслаждались жизнью в качестве группы, продающей альбомы приличными тиражами. Наличие общепризнанного хита сделало бы эту жизнь еще более комфортной.

К тому времени Розер уже инвестировал значительные средства в четырехдорожечный магнитофон TEAC, который по тем временам считался передовой технологией. Это было важное приобретение: «Оно полностью изменило алгоритм записи наших песен», — говорит Розер сейчас. — «У всех нас был доступ к машинам TEAC, которые помогли нам воплотить зачатки наших идей для аранжировки в нечто более понятное для остальных участников группы».

Сначала на свет появилось гитарное вступление к песне, за ним последовали первые две строки: «Нам было отпущено время / И вот оно прошло» // 'All our times have come / Here but now they're gone'. Остальное, вспоминает Розер, сочинилось довольно легко за два месяца гастролей и репетиций группы.

До сих пор вокруг поднятой в этой песне темы загробной жизни строятся многочисленные догадки. В основу музыки положен цветастый и запоминающийся гитарный мотив, но тревожные нотки напоминают нам, что Мрачный Жнец (символ смерти в Европе со временем средневековья) всегда ходит где-то рядом. Розеру уже много раз с момента появления песни приходилось опровергать предположения, что песня посвящена самоубийству.

«И я снова сделаю это прямо сейчас», — непреклонен он. — «Я не имел в виду ничего подобного, когда сочинял ее. Она, скорее, про принятие неизбежности смерти с одновременным воспеванием надежды на то, что существует загробная жизнь».

На самом деле легко понять, почему люди с готовностью допускают, что песня рассказывает про самоубийство. Ведь в ее текстах есть отсылка к шекспировским Ромео и Джульетте, которые «встретились в вечности» // 'together in eternity'.

«Они просто пара, любовь которой, как можно предположить, пережила самоубийство», — объясняет он. — «Это не обязательно об их самоубийстве, но, конечно, отрывок про Ромео и Джульетту заставил людей поверить, что именно оно легло в основу песни».

Blue Oyster Cult на пике карьеры: Дональд «Бак Дхарма» Розер — крайний слева || Getty Images
Blue Oyster Cult на пике карьеры: Дональд «Бак Дхарма» Розер — крайний слева || Getty Images

Розер также развеивает еще пару устойчивых мифов, окружающих Reaper. Один из них заключается в том, что идея трека возникла из-за почти смертельной угрозы его собственному здоровью. Другой заключается в том, что партию бэк-вокала здесь исполняет Патти Смит.

«Я не был, как это обычно называется, близок к смерти, но врач диагностировал у меня проблемы с сердцем», — рассказывает он о болезни. — «Конечно, это заставило меня призадуматься о неизбежности конца. Сейчас я снова чувствую себя полностью здоровым, но тот инцидент определенно дал мне своевременную пищу для размышлений. А Патти Смит в то время действительно входила в наш ближний круг общения», — добавляет он, «но конкретно на этом треке она не пела».

Важная строка песни: «Сорок тысяч мужчин и женщин каждый день» // 'Forty thousand men and women every day' — это приблизительное количество людей, которые, как полагает Розер, умирают каждые 24 часа: «У меня не было возможности узнать точные цифры, это была лишь моя догадка». А следующий посыл: «Другие сорок тысяч каждый день — и у нас получится так же» // 'Another forty thousand every day — we can be like they are' намекает на то, что души перерождаются в земном обличии, чтобы заменить умерших?

«Сорок тысяч уходят, а затем возвращаются снова каждый день. Другими словами, население меняется, но вся эта жизненная энергия никуда не уходит». Но было бы несправедливо называть (Don't Fear) The Reaper депрессивной или мрачной. На самом деле она сразу западает в душу и поднимает настроение. «Как по мне, так настроение у этой музыки жуткое», — предлагает свою трактовку Розер. — «Я бы предпочел использовать для нее такое описание».

Тем не менее, некоторые люди слишком охотно воспринимали более зловещие коннотации песни, и некоторое время концерты Blue Oyster Cult пикетировали «доброжелатели» с плакатами, обвинявшими их в служении дьяволу.

«Наш имидж определенно не помог ситуации», — говорит Розер. — «Мы с самого начала намеренно хотели выглядеть мрачно и загадочно. И люди в консервативных штатах Америки (так называемом Библейском поясе) стали порой неправильно интерпретировать слова наших песен».

Впоследствии Reaper прозвучал в финальных титрах одного из эпизодов мультсериала «Симпсоны», текст песни Стивен Кинг цитировал в своей книге «Противостояние» (The Stand), а использование ковбойского колокольчика в песне даже стало предметом шутки в популярном американском телешоу Saturday Night Live. Задумывался ли когда-нибудь Розер о том, что его жизнь могла бы стать совсем другой, если бы он не написал эту песню?

«Конечно... время от времени. Если бы не песня, наш разговор тоже вряд ли бы состоялся. Если бы она не стала хитом и не помогла Blue Oyster Cult добиться успеха, я с большой долей вероятности ушел бы в звукорежиссуру или продюсирование музыки. Кто может знать наверняка?»

«Ее появление в «Симпсонах» стало одним из моментов, которыми группа особо гордится», — посмеивается он. — «Меня очень забавляет то, как глубоко она проникла в поп-культуру. Мне до сих пор нравится ее играть, и меня не смущает, что мы все еще обязаны делать это на каждом концерте из вечера в вечер. Знаковые песни некоторых групп заставляют меня съеживаться при прослушивании, а наши — никогда».

Вернуться к списку «100 величайших песен в истории рока»

-3