Януш Грабянский
(27.07.1929 г. – 20.10.1976 г.)
Ода Кошачьей Грации в Чудесных Иллюстрациях
Януш Грабянский, польский художник и иллюстратор, оставил яркий след в мире детской литературы и книжной графики.
Его талант проявился в создании ярких, запоминающихся образов, но особую любовь и признание ему принесли иллюстрации кошек.
Грабянский сумел уловить и передать не только внешнюю привлекательность этих загадочных созданий, но и их неповторимый характер, грацию и независимость.
В его работах кошки предстают перед нами во всем многообразии своих настроений и занятий.
Вот кот, который крадётся среди цветов.
А вот кошка, которая красуется перед нами.
Вот игривые котята, гоняющие клубок ниток.
И, конечно же, незабвенный кот в сапогах.
В каждой иллюстрации чувствуется интерес и доброта, с которыми художник относится к своим героям и желание показать их характеры.
Мастерство Грабянского заключается в его умении сочетать реалистичность и стилизацию. Он прорабатывает детали, передавая текстуру шерсти, блеск глаз, пластику движений. При этом он не стремится к фотографической точности, а создает выразительные образы, полные жизни и очарования.
Его кошки одновременно узнаваемы и фантастичны, они существуют в мире сказки и реальности.
Если приглядеться к фотографиям, то можно заметить, что Януш Грабянский, вероятно, многое в характерах срисовывал со своих домашних кошек.
Котики, которых мы видим с ним на фотографиях, – и сиамские, и полосатики – выписаны им просто замечательно, с хорошим знанием повадок животных.
Иллюстрации Януша Грабянского — это живые, забавные и очень талантливо выполненные маленькие истории, рассказанные с любовью и юмором. Они радуют глаз, пробуждают воображение и заставляют улыбнуться.
Благодаря таланту Грабянского кошки, которые и так занимают особое место в сердцах детей и взрослых, стали нам ещё ближе.
О самом художнике в интернете очень мало информации.
Вот что написала о нём его современница и, как выяснилось, поклонница его таланта, Иоанна Хмелевская в своей книге «Опасный возраст»:
«Ладно уж, посплетничаю поподробней. Аккурат в то самое лето во Владиславове пребывал Януш Грабянский, по-моему, один из лучших графиков в мире. Отдыхал вместе с женой и детьми, а Кристина Грабянская была, в свою очередь, одна из прекраснейших женщин в Европе. Баська двинула свои чары на Януша.»
Книга Иоанны Хмелевской издана в России в 1996 году. Я не знаю, в каком году и о каком времени она писала и была ли знакома с Грабянским и его женой на тот момент, но художника не стало в 1976 году. Вероятно, они действительно были знакомы, раз Хмелевская решила упомянуть его в своём произведении.
Конечно же, узнав об этом художнике, я сразу купила своей малышке-крестнице книжку с иллюстрациями Януша Грабянского, из которой здесь приведены фотографии.
Милое название — «Удивительные кошачьи истории», стихи и чудесные рисунки непременно понравятся Маше.
Но если книгу с иллюстрациями Мирко Ханака я покупала ребёнку с прямой целью – привить с детства хороший художественный вкус, то эта книжка, на мой взгляд, просто симпатичная и «про котиков».
Детские анималистические иллюстрации я начала изучать с другого восточноевропейского художника тех времён – чешского автора Мирко Ханака. Мне очень нравится его завораживающий стиль.
О художнике Мирко Ханаке можно почитать здесь, на моём Дзене:
Честно сказать, поначалу я задумывала отдельную статью, где собиралась сравнить работы этих двух художников.
Януш Грабянский (Польша) и Мирко Ханак (Чехия) работали в Восточной Европе примерно в одно время.
Но всё же посчитала такое подробное сравнение некорректным.
Только мне всё равно очень хочется показать вам некоторые их работы, а вы сами определите, стоит ли в данном случае говорить о заимствовании. И кто у кого что мог заимствовать — вопрос открытый, и мы, наверное, уже никогда не узнаем правды.
По найденным мной сведениям, художественное образование они получали в разных местах. Так что списать эту «похожесть» стилей на общего педагога не получится.
Могу предположить, что эти авторы часто пересекались на различных выставках и конкурсах, поскольку есть свидетельства о том, что каждый из них получил значительное количество наград.
Если говорить о «силе одного мазка», к которой стремлюсь я, то я вижу преимущество Мирко Ханака. Януш Грабянский, безусловно, был чрезвычайно талантлив, но для того, чтобы донести свои мысли до зрителя, мазков ему требовалось больше.
Правда, чего уж не отнять, донести это ему удаётся просто замечательно. Характеры, по-моему, у персонажей Грабянского поярче, только его персонажи более антропоморфны.
Мирко Ханак, по свидетельствам его современников, много времени проводил на природе, изучая повадки животных. Януш же Грабянский представляется мне более светским. Есть информация, что он делал зарисовки животных в зоопарке. Несомненно, он прекрасно передаёт анатомию животных, но их характеры, на мой взгляд, он скорее придумывает, чем пытается описать на основе наблюдений.
Я для себя определила, что это был "восточноевропейский стиль иллюстрации тех лет", и перестала пытаться уж слишком тщательно сравнивать двух талантливых художников.
Давайте лучше посмотрим на их работы и порадуемся тому, что нам доступны такие замечательные рисунки.
Вообще, сама ситуация с обоими художниками на удивление «правильная» – информации о них самих и их личной жизни общедоступно минимум, и поподробнее посплетничать о них не удастся.
Тем не менее, все их чрезвычайно интересные работы доступны и в интернете, и в полиграфическом исполнении всем, кто желает ознакомиться с их творчеством.
А мои Сюмикотики дружат со всеми котиками. И, конечно же, в первую очередь стремятся дружить с вами 😻. Присоединяйтесь к их маленькому миру, Сюмикотики очень милые и интересные.
Всё о Сюмикотиках Ольги Сюмиот в этой подборке и в статьях: