Есть несколько беспроигрышных способов показать вздорного, неприятного персонажа в кино. Один из самых простых и изысканных одновременно — это дать ей одежду, которая её предаёт.
Не просто не подчёркивает достоинства. А прямо-таки противостоит ей, спорит, конфликтует с её типажом, цветом кожи, фактурой волос, голосом, поведением. Одежда как оппозиция. Как костюм для чужого спектакля, в котором она — вроде как главная актриса, но зрители всё равно чувствуют: это не её роль. Её словно вытащили из другого мира, надели не то, что надо, и выпустили в кадр специально, чтобы раздражала.
В третьем сезоне «Белого лотоса» такой персонаж — Виктория Рэдлифф, жена американского финансиста, которая приехала на шикарный тайский курорт со всей своей семьёй. Финансиста играет всё тот же Джейсон Айзекс — тот самый, кто в своё время подарил нам Люциуса Малфоя. У него всё тот же ледяной надменный взгляд, но, стоит признать, он до сих пор весьма эффектный мужчина. Его герой проходит тяжёлую трансформацию: из альфа-добытчика превращается в человека, который теряет всё. Деньги, статус, уверенность в будущем. Возможно, свободу. И на этом фоне особенно ярко проявляется то, чего в его семье никогда не было — внутренней устойчивости.
Он обращается к своим детям и жене с вопросом — готовы ли они к жизни без комфорта? Без частных самолётов, массажей по звонку, морских видов из окна? И почти каждый, по-своему, отвечает: нет. Но громче всех — Виктория. С холодной прямотой, с безжалостной откровенностью она говорит, что без роскоши её жизнь утратит смысл. И делает это с таким тоном, будто обсуждает необходимость дышать. Её позиция — не про деньги. Это её идентичность. Она и есть этот комфорт. Этой шелковой обивкой она выстлана изнутри.
Виктория неприятна. Визглива. Позы её ломкие, как будто она всё время позирует для кого-то несуществующего. Но главное — она одета плохо. Не в смысле «дёшево» — вовсе нет. Одежда на ней дорогая, очевидно дизайнерская. Но она сделана не для неё. И здесь художники по костюму просто сверкают мастерством: они сделали с Викторией ровно то, что часто происходит с женщинами, которые всю жизнь играют не свою роль — они надевают на неё дорогую ошибку.
У Виктории нет ни одного наряда, который подходил бы ей хотя бы на 80%. Она — утончённая, почти хрупкая брюнетка, с аристократическими чертами. А носит крупный принт, текстуры, которые её «съедают», тёплые землистые оттенки, которые делают её визуально старше, а кожу - желтой. Весь её гардероб — как гипермаркет без консультанта: много, ярко, дорого и мимо.
На фоне остального визуального великолепия сериала — отточенной эстетики, архитектурной композиции сцен, красоты света — она выглядит как глитч в глянце. Нарушение общего ритма. Преднамеренный баг. И мы, зрители, ощущаем: с ней что-то не так. И дело не в её фразах, не в пренебрежении к «бедным», не в сухом расчёте, а в том, что её одежда проваливает её образ. Или раскрывает его слишком честно.
Это, кстати, не единственный пример такой работы с образом через «неправильную одежду». Возьмём «Завтрак у Тиффани». Там, несмотря на всю ауру легкости, есть совершенно показательный образ: метресса героя — того альфонса-писателя, от которой он пытается уйти к героине Одри Хепбёрн — одета в очень тяжелые для её внешности текстуры и слишком плотные цвета. Всё это тоже придает ей возраста и вместе с тем какое-то детское, инфантильное впечатление, как будто она собралась на утренник в епископальной школе 50-х. Слишком манерно, слишком вычурно, слишком... не по любви. Этот образ помогает сразу почувствовать: она не про душу. Она про контракт.
"Плохо подобранная одежда" в кино часто работает сильнее любых диалогов. Потому что это одежда без настройки на собственную суть, герой в разладе с собой. И зритель это чувствует интуитивно.
Иногда я думаю, не слишком ли мы, стилисты и художники по костюму, романтизируем «своё». Подходящее. Конгруэнтное. Но вот смотришь на Викторию Рэдлифф — и понимаешь: несовпадение тоже может быть высказыванием. Мощным. Нервным. Беспощадным. Оно говорит: «Я настолько далека от самой себя, что даже ткань на моём теле это отражает».
Это не просто антигероиня. Это антигармония. И это работает.
А теперь вопрос к вам. Давайте сыграем в кинонаблюдателей. Какие ещё женские персонажи, по-вашему, были стилизованы с намеренным нарушением их визуального кода? Где вы чувствовали: эта одежда предаёт, подставляет, выводит в свет внутреннюю пустоту или ложь? Напишите в комментариях — обсудим, вспомним, разберём.
Ну, и если у вас появится желание зайти на огонек в летний проект "Отражения", то пока ещё можно подключиться к первому модулю. До новых встреч! Будем смотреть в лицо стилю, даже когда он гримасничает.
В Дзене не получается быстро давать вам информацию о том, какие сейчас есть новые проекты и возможности. Например, на главной странице моего сайта сейчас лежит бесплатный эфир, который у нас был в прошлый четверг.
Для быстрых оповещений о бесплатных эфирах, новых книгах и всяческих дополнительных плюшках есть Телеграм. Также вы можете подписаться на мою группу ВК, но там пока толком ничего нет: сохраните про запас)))
До встречи в следующих статьях! Хорошего вам лета!