В любую эпоху и при любых проектах люди умудряются находить какие-то настолько самобытные лазейки для самовыражения, что диву даешься. Особенно, когда начинаешь в этом разбираться.
Наша заглавная иллюстрация сегодня сделана по мотивам семейной "фотосессии" Максима Горького с его первой женой, Екатериной Волжиной. Я сделала её, просто чтобы общий вид канала был более аккуратным, но даже по деталям вы поймете, что ключевые детали образа, если они с характером, легко кочуют из документального (почти) свидетельства хоть в рисунок, хоть в кино, хоть в мультики - вот вывернулся же человек, придумал! И звезды сошлись.
Что тут такого, из-за чего я храню эти кадры в золотом запасе своего сердечка уже не первый год?
Во-первых, Горький в моем родном городе - это наше всё, даже ближе Пушкина. Потому что Пушкин - небожитель и далеко, а Горький жил через дорогу. Серьезно, вокруг дома моих родителей четыре места, в которых он либо рос, либо работал, либо снимал, либо тусовался.
Во-вторых, стиль у него всё же был.
Я проводила несколько раз лекции для краеведческого проекта "Заповедные кварталы", и каждый раз было интересно: Горький в свое время был просто панком в смысле стиля, а мы-то его знаем забронзовевшим, по школьным учебникам. Как писал, так и жил: сплошная романтика, винтажные секонд-хенды с плащами-крылатками и вотэтовсё.
Но самый узнаваемый элемент на раннем этапе его светской жизни - косоворотки, конечно. Их тогда многие носили, и у дам были такие блузки, с воротничком-стойкой и косой застежкой, но всё же это народный элемент, который в городах был всего одним из декоративных средств, но у Горького большинство портретов именно такие. А вот если смотреть фотографии интеллигенции того времени, то у мужчин мы всё же в основном увидим привычные рубашки, с обычной для нас застежкой в центре корпуса.
Я вам уже эту фотосессию показывала, наверное, но ещё раз покажу.
Максим Горький и его первая жена, Екатерина Волжина, снимаются в ателье у друга семьи, фотографа Максима Дмитриева. Судя по возрасту детей (младшая, Катя, родилась в 1901 году), это 1902-1903 год. Только что вышли "Мещане", готовится к постановке "На дне".
Горький при этом в расцвете романтического образа: длинные волосы, пышные усы, косоворотка - поверх этого на улице полагается ещё старый плащ-крылатка с чужого плеча. Творческая молодежь больше ста лет не меняется, а что было ещё раньше - ну, наверное, то же самое. Только сейчас косухи и бомберы из секонд-хенда ("смотри, настоящая оленья кожа!"), а тогда - безразмерные фасоны, корых тоже уже никто не носил.
К этому времени Горький был уже известен: у него уже вышло несколько десятков художественных произведений, сотни статей, его переводили на все мировые языки, гонорары были весьма солидными - и они с женой отнюдь не были бедными студентами.
А вот Екатерина Павловна современна, элегантна и с предметами некоторой роскоши на платье: обратите внимание на ориентальный поясок с иероглифами - это шик. Но да, если смотреть фото из нашего века, то контраст стиля не очень понятен: всё при "базовом" скромном платье Екатерины Павловны выглядит, как аксессуар, даже муж в косоворотке. И ещё, у меня всё же есть вопросики к контрасту китайского и исконно-посконного русского в этом "фэмили-луке". Хотя нельзя не признать, что романтика - ключевой мотив образа и у одного, и у другой, просто она в разном ключе и в разной пропорции.
Буквально через пару лет романтический образ Горького оказался исчерпан. Ну, или перешел на новый уровень, можно и так сказать. Они с Волжиной развелись, Горький переехал в Москву, там уже познакомился с актрисой МХТ Марией Андреевой, и за границу, в США и Италию, уезжал с ней уже современным лощеным франтом.
Даже по великим людям, которые, как кажется, совершенно отрешены от бытовых забот и от того, как себя показать на людях, видно, как меняется их стиль от этапа к этапу, от проекта к проекту. Так уж устроено: наше творчество течет, как вода, соединяясь с чужими потоками и сотворяя эту мирскую реальность, и ей нужно русло. Если русло забито, или вода прежде времени уходит в песок, мы страдаем. Хотя многие называют эту неудовлетворенность по-другому, думаю, мою идею вы поймете.
Что же для нас из этого, для простых смертных?
Во-первых, меняться - это нормально. Во-вторых, образ действительно отражает наши поиски и очень часто помогает нам в реализации даже самых удивительных идей. В-третьих, быть в ладах с собой, что внутри, что внешне, значит, легче продвигаться в любых своих замыслах, будь то личное счастье или рабочие проекты на благо семьи или (скромно!) планеты всей.
В комментариях пишите, пожалуйста, когда вы ощутили себя на волне успеха. Как это было? С чем было связано? И каким при этом был органичный для вас образ? А я вас приглашаю на эфир сегодня, 19 июня. Подключиться к нему можно будет через мой Телеграм-канал "Личность и стиль" (подпишитесь, если хотите увидеть ссылку вовремя!)
Дорогие читатели!
В Дзене не получается быстро давать вам информацию о том, какие сейчас есть новые проекты и возможности. Например, сейчас через мой ТГ можно найти бесплатный доступ к черновикам "Вы все красивые!", пока я не убрала его, чтобы отредактировать и издать набело.
Для быстрых оповещений о бесплатных эфирах, новых книгах и всяческих дополнительных плюшках есть Телеграм. Также вы можете подписаться на мою группу ВК, но там пока толком ничего нет: сохраните про запас)))
До встречи на эфирах и в следующих статьях! Хорошего вам лета!