Всех приветствую! Я уже писал о моделях изотермических вагонов, в народе "холодильниках", и сегодня расскажу о не менее известной коллекционерам модели- EisKühlwagen TTnhhrs производимой фирмой Пико уже 65 лет!
1. Прототип.
...В рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) ГДР отвечала за производство изотермических вагонов, ледников, автономных вагонов-рефрижераторов и рефрижераторных секций из нескольких вагонов. Вагоны поставлялись в страны СЭВ, оставались в ГДР и даже поставлялись на Запад, в частности, компании Interfrigo. Их строили на Waggonbau Niesky, Gothaer Waggonfabrik, Waggonbau Dessau. Одним из крупнейших производителей в ГДР был вагоностроительный завод в Дессау (ныне FTD Fahrzeugtechnik Dessau AG).
С 1954 по 1986 годы на этих фабриках строились вагоны-ледники типа EK2 (двухосные) и EK4 (четырехосные), так же вагоны с машинным охлаждением - МК4, DM4. Это общие заводские обозначения, различные марки вагонов отличались только по номеру пакета документации. На железных дорогах они получали другое обозначение (в зависимости от страны и времени эксплуатации).
Вагоны EK охлаждались льдом. Люки для льда располагались с торцов, также вагоны имели плотно закрывающиеся грузовые двери с обоих боковых сторон (всего две). Только самые поздние EK4, строившиеся с 1975 года, получили по две двери грузового отсека с каждой стороны (всего четыре). Последовательные серии EK2 и EK4 визуально отличаются друг от друга используемыми металлическими листами обшивки с разным шагом гофр, все более улучшенной термоизоляцией, конструкцией дверей и размерами.
С 1954 по 1956 на предприятии Waggonbau Niesky производили вагоны типа EK4 (номер пакета документации 0682), главным образом, для перевозки мяса, частично с ручным тормозом и тормозной будкой в количестве 400 штук и без тормозной будки в количестве 300 штук, которые нумеровались в диапазонах от от 837 4000 и от 837 5000. 210 штук таких же EK4 (номер пакета документации 0682) были построены в Дессау. Вагоны с диапазоном номеров 837 5000 - 837 5299 были приспособлены для подключения парового отопления. Указанные диапазоны номеров действовали с начала 1970-х годов. Вагоны с номерами 806 3000 - 806 3499 имели возможность подключения электрообогрева.
Вначале для этих вагонов разрабатывались тележки типа "Дессау 48"(имеющими внешнее сходство с типом "Дойтц"),
Однако на фотографиях данных вагонов ранних выпусков (как и на моделях) мы видим другие, более простые, тележки Niesky BA 847.
И такая же, 1956-го года выпуска, без рёбер усиления рессор.
в последствии, с увеличением скорости, вагоны стали ставить на Гёрлиц Дессау 54 и ZMW Dessau, которые различались между собой подвеской люльки (в моделях такие тележки (Гёрлиц Дессау 54) можно увидеть на рефрижераторах от фирмы Шихт).
С 1977-года на рефрижераторные вагоны и реф. секции устанавливались тележки типа Gorlitz V, специально разработанные для таких вагонов (макс. скорость 140 км/ч.). Но это были уже более поздние серии вагонов.
Попадая на железные дороги разных стран, одни и те же вагоны приобретали разную маркировку. В ГДР (как и в ФРГ) они еще некоторое время сохраняли маркировку, принятую в годы войны. Например, четырехосные вагоны типа EK4 (номер пакета документации 0682), сразу после постройки в 1954 году обозначались в Германии как TTnhhrs или TTn(h)s. Технические данные также могли незначительно отличаться.
Большой буквой "T" с 1943 года обозначался любой изотермический вагон, ледник или рефрижератор. Маркировка "TT" применялась для четырехосных вагонов (с тележками). Маленькая буква "n" означала что вагон не годится для перевозки замороженных продуктов. Маленькие буквы "h" или "hh" означали наличие паропровода и/или устройств для парового обогрева. Маленькая буква "s" говорила о возможности транспортировки этого вагона со скоростью до 120 километров в час. Маленькая буква "r" означала то, что вагон был рассчитан на "русскую" колею. Также в ГДР в 50-х - 60-х годах все вагоны "TT" имели общий номер 19 (в случае TTn(h)s и TTns - 19.5)
C конца 1960-х до конца 1970-х годов оставшиеся в строю вагоны маркировались уже по классификации UIC - Iacs и Iacrs, а в 80-е - Iacms. И в течение 80-х они уже шли на списание, в основном из-за коррозии...
По классификации UIC большая буква "I" обозначала любой изотермический вагон, ледник или рефрижератор. Маленькая буква "a" применялась для вагонов имевших четыре оси и более. Маленькая буква "с" говорила о наличии крюков для мяса. Маленькая буква "m" свидетельствовала о загрузочной площади более 19 квадратных метров. Буковка "r" и "rr" стала означать наличие паропровода и/или оборудования для парового обогрева. Маленькая буква "s" говорила о возможности транспортировки этого вагона со скоростью до 100 километров в час. Буковка "q" и "qq" стала означать наличие электрического кабеля и/или оборудования для электрического обогрева.
У этих вагонов типа EK4 (номер пакета документации 0682) Iacrs (TTn(h)s) выпускавшиеся в 1954 - 1956 годах для ГДР (DR) с тормозной будкой длина по буферам составляла 16270 мм, максимальная скорость для них была установлена в 100 км / ч, предельная масса загрузки 35,5 тонн. Высота вагона 4160 мм, вес пустого вагона 30000 кг, погрузочная ширина 2373 мм, ширина 2884 мм, погрузочный объем 50,3 м3, погрузочная длина 12150 мм, длина кузова 15030 мм, погрузочная площадь 27,0 м2.
Вагоны использовались во многих странах СЭВ, в т.ч. в Болгарии и Румынии.
Такими вагонами (Iacrs) располагала какой-то период времени и международная компания Interfrigo. В 1980 году или чуть раньше вагоны имели там номера с 11 50 8 370 до 11 50 8 600 и новое обозначение - Iacms. Затем, вероятно, в начале - середине 80-х диапазон номеров был изменен с 11 на 84. Вскоре эти вагоны были выведены из эксплуатации.
В рамках сотрудничества по СЭВ в 1956 - 1958 годах на чешские железные дороги CSD и промышленные предприятия республики были поставлены четырехосные рефрижераторы от VEB Wagonbau Dessau, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, требующих защиты от высоких и низких температур. Вагоны поставлялись как с тормозной будкой (100 штук), так и без неё (200 штук). В вагонах были использованы тележки "Gorlitz Dessau 54" (колесная база 2500 мм, диаметр колеса 940 мм). Вагон имел обшивку из листового металла, сварное днище из стального профиля. Деревянный пол покрыт алюминиевым листом с теплоизоляцией. Внутренняя стена - деревянная с панелями из оцинкованного листового металла. Теплоизоляция выполнена из пенопласта. Вентиляция пассивная, через вентиляционные отверстия. Внутри имелись крюки для мяса.
Вагон мог охлаждаться льдом, хранящимся в двух резервуарах общим объемом 6 м3, или сухим льдом, загружаемым из торцевых люков в канал под потолком. Для работы в зимнее время вагон был оборудован паровым обогревателем, а чуть позже - электрическим. Вагоны поставлялись на CSD под обозначением La с номерами от 516300 до 399 (с тормозной будкой). В 1968 году La с номерами от 516300 до 399 (с тормозной будкой) пере маркированы в интервале от 837 2 и помечены как Iacq (в тому времени остался только электро-подогрев). С 1982 года до вывода из эксплуатации вагоны эксплуатировались под номерами в интервале 861 5.
У вагонов с тормозной будкой длина по буферам составляла 16270 мм, максимальная скорость для них была установлена в 100 км / ч, предельная масса загрузки 31 тонна. Высота вагона 4160 мм, вес пустого вагона 33000 кг, погрузочная ширина 2373 мм, ширина 2884 мм, погрузочный объем 50,5 м3, погрузочная длина 12150 мм, длина кузова 15030 мм, погрузочная площадь 27,0 м2.
Вагоны La без тормозной будки нумеровались в диапазоне от 516700 до 799 и еще 216800 по 999. В 1968 году они были перемаркированы в интервале от 837 2 числа 502 и помечены как Iacqs (в тому времени остался только электроподогрев). С 1982 года до вывода из эксплуатации вагоны эксплуатировались под номерами в интервале 861 5.
Вагоны без тормозной будки имели больший погрузочный объем- 54,0 м3 и бОльшую погрузочную площадь 29,0 м2.
2. Модель в Н0 (1:87).
Возможно модель вышла раньше, но у меня первый каталог с этим вагоном это каталог 1961- года.
В каталоге написано что модель поставляется в трех вариантах приписки: DR, CSD и СССР. Однако последний мне лично ни разу не встречался.
Первые модели выпускались на полностью пластмассовых колесных парах. Наиболее старые, встречающиеся на барахолках, вот в таких коробках:
Торцевые площадки давались на литнике для самостоятельной установки.
В 70-х-80-х годах Пико стали класть вагоны в ложемент:
За тем появились такие коробки, чуть меньше, с ложементом. Так же, примерно с 1970 по 1990 год устанавливались резиновые буфера:
В конце 80-х с целью экономии материалов а так же уменьшения размеров упаковки коробки для всех 4-х -осных вагонов стали такие:
А поручни теперь не отливались на корпусе вагона а давались в пакетике для самостоятельной установки. "Габаритников" уже не было.
Еще некоторые варианты данной модели:
"Интерфриго"
И довольно редкая модель приписки Чехословакии (хотя, возможно, это вообще конверсия):
В конце 90-х годов Пико доделали эту модель до соответствия нормам NEM, и в каталоге 2000 года вагон предстал прошедшим "реинкарнацию", обрел новые телеги (не совсем правильные, надо заметить), так же динамический механизм сцепки с NEM-шахтой и современные колесные пары.
Модель имеет в длину 160 мм. Минимальный проходимый радиус поворота, мм - 358, NEM-шахты.
3. Модель в ТТ (1:120).
Я не ТТ-шник, поэтому не в курсе в каком году Цойке впервые выпустили модель данного вагона, так что кто знает, поправьте. Модель узнаваема, имеет металлические площадки и подножки. Так же в дальнейшем БТТБ перевыпускала это вагон практически без каких-то доработок.
Позже Фирма Тиллиг, приемник всего модельного ряда БТТБ, перевыпустила модель так же обновив ходовую часть и сделала накладные, более тонкие поручни. А вот центральная подножка и тележки мне не нравятся - не похожи!:
4. Модель в N (1:160).
И опять Пико. И снова модель очень старая и уже давно не производится. Лет 20. Варианты те же что и в Н0.
Это все производители модели данного вагона на сегодняшний день. А у меня на этом всё, благодарю вас за внимание!
В статье использованы материалы: