Найти в Дзене
КНИЖНЫЙ СБОР

«Настройщик» Дэниела Мейсона.

Александра ГаюнJuly 03, 2025 «Настройщик» - дебютный роман американского писателя Дэниела Мейсона, написанный ещё в студенческие годы, когда он изучал малярию в Азии. В настоящее время автор работает психиатром в Стэнфордской больнице и преподаёт литературу в Стэнфордском университете. Писателя сложно назвать плодовитым, если оглядываться на современный темп жизни, но для меня обе книги, которые я успела прочитать из его библиографии («Северный лес» и «Настройщик», «Зимний солдат» ждёт своего часа на книжной полке), стали настоящим отдыхом, формой удовлетворения потребности в прекрасном. Сюжет романа разворачивается вокруг настройщика фортепиано «Эрар» Эдгара Дрейка, который отправляется в Бирму, чтобы спасти инструмент от сурового влажного климата и пулевого ранения. Если верить обложке книги, то сам Мэйсон высказался о «Настройщике» так: «История о путешествии в джунгли экзистенциальна, она покоится на древних как мир архетипах. «Настройщик» сродни «Одиссее»: книга о странствии и воз

Александра ГаюнJuly 03, 2025

«Настройщик» - дебютный роман американского писателя Дэниела Мейсона, написанный ещё в студенческие годы, когда он изучал малярию в Азии.

В настоящее время автор работает психиатром в Стэнфордской больнице и преподаёт литературу в Стэнфордском университете. Писателя сложно назвать плодовитым, если оглядываться на современный темп жизни, но для меня обе книги, которые я успела прочитать из его библиографии («Северный лес» и «Настройщик», «Зимний солдат» ждёт своего часа на книжной полке), стали настоящим отдыхом, формой удовлетворения потребности в прекрасном.

Сюжет романа разворачивается вокруг настройщика фортепиано «Эрар» Эдгара Дрейка, который отправляется в Бирму, чтобы спасти инструмент от сурового влажного климата и пулевого ранения.

Если верить обложке книги, то сам Мэйсон высказался о «Настройщике» так: «История о путешествии в джунгли экзистенциальна, она покоится на древних как мир архетипах. «Настройщик» сродни «Одиссее»: книга о странствии и возвращении, о любви и смерти, о том, как меняется наш характер под влиянием внешних обстоятельств».

Безусловно, Мейсон не является ни первым, ни единственным автором, который обращается к известнейшему памятнику литературы античной Греции, вспомним хотя бы «Улисса» Джойса, ведь в название произведения вынесено латинское звучание имени Одиссея. В наш век, пожалуй, уже уместнее говорить о замене главного героя. О появлении «Пенелопиады» вместо «Одиссеи». Я не хочу и не буду ударяться в размышления о том, правильно ли из раза в раз обращаться к античному сюжету, выворачивая его суть, пытаясь посмотреть на героическую историю с точки зрения реалистического текста. Скажу лишь то, что сегодня «Одиссея» обрела если не новую жизнь, то новую веху популярности. И тот факт, что мы до сих пор обращаемся к ней в современных текстах, доказывает величие этого эпического произведения.

Бирма в конце XIX века
Бирма в конце XIX века

Действия романа разворачиваются в 1886-1887 годах, когда Великобритания активно вела компанию по полному включению Бирмы в состав империи. Однако, реальные исторические события здесь послужат фоном для литературного вымысла. Главным для Мейсона и его героев станет не театр боевых действий, а культура Бирмы, пленительная и непонятная для европейца.

Настройщик Эдгар Дрейк и майор медицинской службы Энтони Кэррол – вымышленные персонажи, помещенные Дэниелом Мейсоном в сложные обстоятельства.

Разрушенная пагода в Мьянме ( в XIX веке - Бирме)
Разрушенная пагода в Мьянме ( в XIX веке - Бирме)

Эдгар Дрейк получает самый необычный за свою карьеру настройщика заказ. Военное министерство Великобритании просит его отправиться в Бирму и настроить фортепиано «Эрар» в самом дальнем форпосте империи, где его ждёт майор медицинской службы Энтони Кэррол, в котором настройщик очень быстро начинает находить черты, схожие с его собственными.

В первых главах читателя ждёт интересное повествование о взаимодействии гражданского настройщика фортепиано, проникнутого красотой музыки, с суровыми военными мужами. Вы найдете их диалоги забавными, даже выбивающими из колеи. На примере обсуждения предстоящей миссии Дрейка читатель увидит столкновение противоположных миров. Полковник долго и подробно рассказывает настройщику о военной биографии Энтони Кэррола:

-Мистер Дрейк, мы меня слушаете?
-Да… Да, конечно, я слушаю вас.
- Тогда позвольте, я продолжу. – Полковник снова зарылся в бумаги.
- На самом деле, полковник, я согласен, что вся эта история чрезвычайно увлекательна и познавательна, но я пока не вполне понимаю, зачем вам понадобилось моё участие во всём этом…Я понимаю, что для вас такое изложение дела привычно, но могу ли я задать вам один вопрос?
- Да, мистер Дрейк?
- Ну… Если говорить на чистоту, мне хочется услышать в чём проблема с фортепиано.
- С чем, простите?
- С фортепиано. Ко мне обратились по поводу настройки инструмента. Вы сообщили мне очень много о человеке, но я полагал, что объект моего поручения всё таки не человек, а инструмент.
Лицо полковника налилось краской.
- Мистер Дрейк, как я сказал вам в самом начале, я убеждён, что все эти сведения крайне важны.
- Я верю, сэр, но я до сих пор не узнал, что с инструментом, смогу ли я вообще исправить его. Я надеюсь, вы понимаете.
Обложка первого издания
Обложка первого издания

Этот диалог – яркая иллюстрация мировоззренческого конфликта, заложенного между человеком искусства и человеком оружия. Дэниел Мейсон поселит в ряды военных белую ворону, медика Энтони Кэррола, который станет воплощением умиротворяющей силы искусства. Станет неким символом для Дрейка, стремящего познакомиться с удивительным миролюбивым майором.

В книге чуть менее 500 страниц. И 250 из них – путь Эдгара Дрейка к Энтони Кэрролу и его инструменту. Если в «Одиссее» Гомера герой стремился домой после Троянской войны, то в «Настройщике» Мейсона он, напротив, покидает родные места, уносясь на другой конец света. Приключения Одиссея были опасны, полны подвигов и испытаний. Странствие Дрейка – своеобразное погружение в новую культуру, в иные верования и традиции. Будучи мастером звука, настройщик познает новое не только глазами, но и ушами. Песни и музыка Бирмы пленяют пожилого путешественника, заставляя его открывать в себе новые грани души, казалось уже познанной до самого дна.

Только вдумайтесь, половина повествования – путь в цели. Книга не насыщенна событиями. Если вы ждёте противостояния с бандитами, нападения вражеских войск и злоключений героя в плену, то отложите книгу. Путешествие Эдгара Дрейка носит духовный характер. Человек искусства будет исследовать новую культуру, истории и легенды незнакомого народа, проникаться философией другого народа. Военные действия и бои, политические союзы и интриги будут только фоном для взаимоотношений Эдгара Дрейка с собой и с Энтони Кэрролом.

Если Дрейк человек искусства, то в доктора Кэррола Дениел Мейсон поместил очень разные воплощения. Это и врач, и ученый, и человек искусства, и военный, и дипломант. Вся авантюра по доставке в Бирму фортепиано и настройщика стала возможна только благодаря тому, что Кэррол оказался совершенно незаменимым для британской армии человеком, способным поддерживать худой мир с местной знатью. Это художественное допущение абсолютно прощается, ведь исторические события здесь фон для истории о характере и личности человека.

Фортепиано "Erard".  Музей музыки.  Барселона.
Фортепиано "Erard". Музей музыки. Барселона.

«Настройщика» не следует воспринимать как чисто реалистический роман, мне кажется, что в своем дебютном произведении Дэниел Мейсон делал первые шаги к написанию книги в жанре магического реализма, что ему удалось воплотить в произведении «Северный лес».

Для кого эта книга? Если вам нравится плавное и медитативное повествование, то «Настройщик» станет приятным пополнением вашей книжной полки, займет достойное место в вашем читательском сердце. Если вы готовы погрузиться в размышление, после того, как закончите чтение, смело открывайте эту книгу. Если же вы любите насыщенное событиями повествование, если вам нравится сложные и запутанные сюжеты, то «Настройщик» сможет приятно разбавить ваши литературные пристрастия. Или сильно разочаровать. Скажу лишь, что до Дэниела Мейсонаса считала себя читателем, для которого на первом месте стоят история и герои. Но писателю удалось так увлечь меня повествованием, что я оторваться не могла до последних страниц, хотя мне и хотелось растянуть чтение на подольше.

Остальные обзоры июня