Найти в Дзене

“История Кая и Герды” — волшебная опера, в которую хочется погрузиться

Посчастливилось мне попасть на оперу Сергея Баневича “Приключения Кая и Герды” в Большом Театре — и это оказался тот редкий случай, когда ты выходишь из зала с ощущением, что прожил не просто спектакль, а целую жизнь. Ведь иногда спектакль не просто нравится — он втягивает тебя в свой мир, завораживает, удивляет, оставляет в тебе послевкусие, с которым не хочется прощаться. Это формула хорошего произведения. Именно таким произведением оказалось для меня опера «Приключения Кая и Герды». Услышал я её впервые. У меня не было возможности как-то ознакомиться с ней подробнее до или после, не было возможности познакомиться с партитурой. Посему я буду писать этот отзыв, или обзор, основываясь именно на своих естественных ощущениях. Опера очень грамотно выстроена по законам сквозной музыкальной драматургии — не как мозаика номеров, а как единое лейтмотивное полотно, в котором всё течёт и развивается. Сцены перетекают одна в другую плавно, логично, как кадры в хорошем кино. Сама музыка при этом
Оглавление

Посчастливилось мне попасть на оперу Сергея Баневича “Приключения Кая и Герды” в Большом Театре — и это оказался тот редкий случай, когда ты выходишь из зала с ощущением, что прожил не просто спектакль, а целую жизнь. Ведь иногда спектакль не просто нравится — он втягивает тебя в свой мир, завораживает, удивляет, оставляет в тебе послевкусие, с которым не хочется прощаться. Это формула хорошего произведения. Именно таким произведением оказалось для меня опера «Приключения Кая и Герды». Услышал я её впервые. У меня не было возможности как-то ознакомиться с ней подробнее до или после, не было возможности познакомиться с партитурой. Посему я буду писать этот отзыв, или обзор, основываясь именно на своих естественных ощущениях.

Театр в театре
Театр в театре

Музыкальный мир

Опера очень грамотно выстроена по законам сквозной музыкальной драматургии — не как мозаика номеров, а как единое лейтмотивное полотно, в котором всё течёт и развивается. Сцены перетекают одна в другую плавно, логично, как кадры в хорошем кино. Сама музыка при этом очень качественная, мелодичная, близкая к советской эстраде в лучшем смысле. Почти песенная, но с оркестровой глубиной, с грамотным развитием. Где-то простая, где-то изысканная — и почти всегда понятная слушателю.

Оркестровки — просто фантастика. Это не просто качественная музыка, это кинематографичный оркестровый язык уровня лучших фильмов, но живьём, из оркестровой ямы. Мне очень понравилось, как Баневич создаёт именно музыкой атмосферу сказки, атмосферу локаций произведения... Когда от чертогов снежной королевы буквально чувствуешь холод только благодаря музыке! Такая тонкость, вкус и детализация аранжировки встречается редко даже в кино.

Каждая локация живёт со своей музыкальной атмосферой - ты в музыке легко слышишь веселые улочки Оденсе, тёмную ветренную Тайгу, холодные Чертоги Снежной Королевы. Музыка настолько глубоко проработана, что просто слушая её, ты погружается в эти локации, ощущаешь их атмосферу буквально кожей.

Да, иногда можно услышать отголоски соцреализма, и это ощущается не как недостаток, а как оттенок эпохи. Хотя создаётся ощущение будто бы музыка местами устаёт быть волшебной.

Интересно, что Кай и Герда здесь — не дети, не брат с сестрой. Баневич сделал их влюблёнными молодыми людьми, и музыка его подчёркивает именно это. Дуэты, сольные номера, сцена разлуки и спасения — всё это звучит взросло, страстно, искренне, будто из мюзикла или романтической оперы. Исполнители старались играть детей, но музыка — не оставляла шансов. Эмоции, заложенные в партитуре, принадлежат любовной истории именно взрослых людей, а не сказке о дружбе. Конечно, периодически оно вызывало диссонанс.

Особенной кульминацией стала сцена поединка со Снежной Королевой — визуально и музыкально мощная, тревожная, холодная. Правда, после неё мне не хватило разрядки, финального дыхания, эмоционального выдоха. История как будто резко обрывается, не отпуская до конца. Даже финальный хор а-капелла не сильно спасает ситуацию.

-2

Режиссура

“История Кая и Герды” — это не только музыкально, но и визуально выстроенная вселенная, продуманная до мельчайших деталей. Здесь ты не наблюдаешь за действием со стороны — ты входишь в другой мир, живой, дышащий, волшебный, с меняющимися декорациями и впечатляющим вниманием к атмосфере.

Очень грамотная работа с освящением, с декорациями: они рисует зло, ужас, веселье. Один из самых ярких для меня моментов — создание зеркала зла в самом начале, в сцене с троллями. У каждого из них — осколок, и, собрав зеркало из ледяных осколков, они пускают большой солнечный зайчик по зрительному залу, превращая сцену в дьявольскую дискотеку.

Визуально и музыкально одна из самых пугающих и красивых сцен для меня - Чертоги Снежной Королевы. Здесь не было привычных “ледяных кристаллов” или декоративных сугробов. Вместо них были люди с оледеневшими сердцами, выполняющие свою работу в оцепенении, ставшие частью окружающей среды. Кай, механически повторяющий: “Тише, Герда, ты сбиваешь меня”, среди них — образ пугающий и притягательный. Во многом у меня создавалось ощущение от этих Чертогов, как от последнего круга Ада Данте. Это было впечатляюще.

Невозможно не отметить и более лёгкие сцены — цирковое шоу с жонглёрами, волшебный полёт Герды на олене, озорные разбойники, почти мюзикловые по музыкальному языку.

Персонажи

Сложно кого-то выделить — все образы были яркими, живыми, запоминающимися. Атаманша разбойников — мощная, поющая басом, живая. Её дочь — озорная, весёлая, а в последствии чувствительная, настоящая. Тролли — прекрасный комик-дуэт, и их, откровенно говоря, было катастрофически мало.

Сердцем же спектакля был фонарщик. Но он не просто рассказывал нам историю — он ломал четвёртую стену. У него был запоминающийся визуальный стиль, музыкальные реплики, магнетизм. И при этом, словно маятник, он находится то в нашем, то в сказочном мире.

Режиссура спектакля была активная, без оперной статики. Опера вообще часто болеет статичностью: стоит исполнитель, поёт свою арию, ничего не происходит — и не произойдёт, пока он её не допоёт. В "истории Кая и Герды" же такого нет — там каждую минуту на сцене происходит. Причём, происходило не просто так пестроты ради, чем грешат именно детские спектакли, а каждое действие было пропитано самой историей, было осмысленным для зрителя!

Вокальный уровень также был достаточно высок. Я не буду никого выделять среди исполнителей, но могу сказать, что с самого начала я слегка напрягся, что не было субтитров. Но потом я расслабился, так как все слова, вся нюансировка исполнителей была слышна, на виду. И не создавала того неведомого барьера между отечественной оперной сценой и неподготовленным зрителем.

-4

Для кого же эта сказка?

Несмотря на яркость, сказочность и “детский” сюжет — это далеко не детская опера в прямом смысле. Она сложнее. Я бы сказал — юношеская. Со взрослым музыкальным языком, с глубокими эмоциями, с такими темами, как любовь, утрата, воля, борьба за душу.

Дети, причём, в зале вели себя тихо, сосредоточенно. Даже самые подвижные следили за сценой. А значит, музыка Баневича смогла тронуть их сердце. Но всё равно мне кажется, что сердца взрослых она тронула пусть немного, но всё-таки больше

Очень мне понравилось также, что специально для детей перед спектаклем продавались специальные книжечки, где было рассказано, как понимать и любить оперу именно на примере "Истории Кая и Герды".

Я и Айрат Кашаев, дирижёр спектакля.
Я и Айрат Кашаев, дирижёр спектакля.

Вердикт:

«Приключения Кая и Герды» — это опера-сказка, опера-вселенная, куда можно входить, погружаться, наблюдать и наслаждаться её красотами. И, что не менее важно, в неё хочется попасть снова.