Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Замёрзшая в тундре: как обманчивая ямальская погода погубила опытного метеоролога

Она собиралась уехать с Крайнего Севера с первым пароходом. Уже начала вместе с мужем паковать вещи. Но Север не захотел её отпускать. В один из последних рабочих дней начальница метеостанции отправилась произвести замеры, вот только она не ожидала, что апрельская погода изменится настолько резко… В тот год апрель в Ныде выдался на редкость ласковым. Солнце заливало дворы золотистым светом, никакого ветра и шума – наконец-то в воздухе витали весенние нотки. Казалось, зима окончательно сдала позиции, уступив место долгожданному теплу. Северяне, выходя из домов, щурясь, подставляли свои лица ярким лучам, а зимняя одежда сменилась на более лёгкую. Анатолий вышел во двор в свитере и лыжной шапочке. Настроение у него было приподнятое – погода располагала. Он взялся за топор и принялся колоть дрова. Ритмичные удары разносились по округе, нарушая тишину. В этот момент мимо проходила начальница районной метеостанции, вместе с ней размеренным шагом передвигался муж. Увидев трудящегося мужчину,
Оглавление

Она собиралась уехать с Крайнего Севера с первым пароходом. Уже начала вместе с мужем паковать вещи. Но Север не захотел её отпускать. В один из последних рабочих дней начальница метеостанции отправилась произвести замеры, вот только она не ожидала, что апрельская погода изменится настолько резко…

Изображение сгенерировано при помощи ИИ
Изображение сгенерировано при помощи ИИ

«Мы с первым пароходом уезжаем»

В тот год апрель в Ныде выдался на редкость ласковым. Солнце заливало дворы золотистым светом, никакого ветра и шума – наконец-то в воздухе витали весенние нотки. Казалось, зима окончательно сдала позиции, уступив место долгожданному теплу. Северяне, выходя из домов, щурясь, подставляли свои лица ярким лучам, а зимняя одежда сменилась на более лёгкую.

Анатолий вышел во двор в свитере и лыжной шапочке. Настроение у него было приподнятое – погода располагала. Он взялся за топор и принялся колоть дрова. Ритмичные удары разносились по округе, нарушая тишину.

В этот момент мимо проходила начальница районной метеостанции, вместе с ней размеренным шагом передвигался муж. Увидев трудящегося мужчину, пара остановилась.

«Дровишки заготавливаете? Правильно делаете, к зиме просушатся, – сказала женщина, одобрительно кивнув. – Слава богу, перезимовали. Мы с первым пароходом совсем уезжаем. Уже северные выслуги есть».

Они обменялись ещё парой фраз, после чего метеоролог с мужем пошли дальше, а мужчина продолжил работу.

Не вернулась на станцию

Прошло пять дней. За это время мало что изменилось, разве лишь небо затянуло тучами и стало ощутимо прохладнее. Начальница метеостанции, облачённая в спортивный костюм, отправилась на лыжах проводить очередные замеры снежного покрова. Она была опытным специалистом, но, видимо, слишком доверилась обманчивому апрельскому теплу.

Вдруг будто по щелчку пальцев погода резко переменилась. Потянула позёмка, почти сразу же разыгрался настоящий буран.

Метеоролог вот-вот должна была вернуться, но её нигде не было видно. Супруг, ожидающий её на станции, забил тревогу.

Организовать срочный поиск в таких условиях было почти невозможно – видимость практически нулевая, снег застилает глаза. Но просто сидеть на месте мужчина не мог.

Развернулись на половине пути

Вместе с Анатолием он бросился к геологам, у которых был вездеход. Пока ещё можно было разглядеть оставленные женщиной лыжные следы, группа помчалась в нужном направлении.

Внезапно водитель остановил транспорт.

«Я забыл заправиться, горючего нет, необходимо срочно возвращаться», - крикнул он.

Деваться было некуда – пришлось ехать назад. Из-за таких, казалось бы, мелочей терялись лишние минуты. У супруга сердце было не на месте.

Всё, бак заправлен – можно двигаться дальше. Мужчины вновь отправились на поиски пропавшей, но было уже слишком поздно.

Начальницу метеостанции нашли замёрзшей.

Выбрала не ту одежду

Эта история надолго засела в памяти Анатолия. Вот только он виделся с метеорологом, и она рассказывала о планах на жизнь. Планировала ведь насовсем уехать отсюда, но, видимо, Север не захотел её отпускать.

«Если бы надела зимнюю ненецкую одежду, была бы жива и здорова», - с горечью думал Анатолий.

Спустя некоторое время ему самому довелось оказаться в подобной ситуации. Без чума и связи, с минимальным запасом еды мужчине пришлось вместе с бригадиром, ещё одним оленеводом и стадом оленей провести из-за бурана 5 суток в открытой тундре.

Эту историю мы расскажем в одной из следующих статей. Подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа», чтобы не пропустить ничего интересного.

Источник: народный журнал «Северяне», №4/2022 г., «Продолжительный буран»

Смотрите также: