Найти в Дзене
Путешествия, туризм, наука

Зачем нужны маяки, если в современном мире все на электронике, спутниках и навигаторах?

Оглавление

Когда море было темным и непредсказуемым…

Сто лет назад каждый морской переход был настоящим приключением, полным рисков и неожиданностей: навигационные карты в своей точности тогда оставляли желать лучшего, штормы накатывали внезапно, а ночь и вовсе превращала море в бескрайнюю черную пустоту. Ни электронных приборов, ни связи, ни GPS — капитаны полагались на звезды, очертания берегов и, конечно, на маяки. Эти одинокие башни с огнями были как путеводные звезды на земле: показывали, где берег, а где — рифы и отмели.

Сегодня кажется, что в эпоху технологий от маяков толку почти нет: всё, мол, автоматизировано, навигация точная до метра, корабли связаны со спутниками... Заблудиться вроде как невозможно! Но на самом деле это не так. Да, действующих маяков стало меньше, но они продолжают работать и выполнять все ту же задачу, что и века назад — помогать тем, кто в море.

Почему маяки все еще важны

Чтобы понять, зачем они нужны сегодня, представьте простую ситуацию: дома внезапно отключают электричество. Что вы делаете? Правильно, ищете свечку или фонарик. Потому что даже самая современная техника может подвести. Вот и в море бывает так же: современные суда оснащены мощной электроникой, но от сбоев не застрахован никто. Навигация может выйти из строя, связь — пропасть, а в густом тумане или сильный шторм капитан снова ищет огонек на горизонте.

-2

Да и далеко не все корабли напичканы дорогими системами: рыболовецкие суденышки, старые паромы или транспортники маленьких стран часто обходятся минимумом техники. Для них маяк — единственный гарант безопасности, особенно там, где спутниковый сигнал нестабилен: у скалистых обрывов, в арктических широтах или в узких проливах.

Что стало со смотрителями маяков?

Долгие годы смотрители маяков считались людьми почти легендарными. Их работа — дежурить в одиночестве на отдаленной башне, следить за огнем, чинить механизмы — обросла романтическим ореолом. Но прогресс не остановить, и сегодня почти все маяки автоматизированы — последний маяк в США, где круглосуточно жили смотрители, перевели на автоматику в 1998 году.

-3

Современные маяки работают под надзором дистанционных систем, с резервными источниками питания и оборудованием на случай непогоды. Но совсем без присмотра их не оставляют! В некоторых странах остались специалисты, которые приезжают проверять состояние маяков, чинят системы, проводят техобслуживание. В Великобритании, например, штатных смотрителей уже нет, но специальные службы продолжают следить за маяками.

Как современные технологии помогают старым башням

Автоматизация пришла на маяки еще в прошлом веке: сначала это были часовые механизмы для подачи газа, потом ацетиленовые горелки, позже — электрические лампы. Сегодня многие работают от электросетей или солнечных батарей. Это особенно важно там, куда добраться непросто — в Арктике, на необитаемых островах или высоких скалистых берегах.

Но главное в маяке — его оптическая система. До сих пор сердцем любой башни остается линза Френеля. Это хитрое устройство способно собрать и направить свет так, чтобы его было видно за десятки километров. Причем у каждого маяка — свой уникальный «рисунок» огня: количество вспышек, паузы между ними: по этим сигналам капитаны определяют, какой именно маяк впереди, и уточняют свое местоположение.

-4

Кроме света, на современных маяках есть и радиомаяки, и звуковые сигналы для туманных дней, и специальные отражатели, чтобы судно не пропустило опасное место.

Сколько маяков все еще работает?

Сегодня в мире насчитывается примерно 1500–2000 маяков, если считать только те, что выполняют навигационную функцию. Если же добавить старинные башни, работающие в резерве или служащие символами, цифра будет больше. В США когда-то было свыше полутора тысяч маяков, сейчас осталось около 670. В России действуют примерно 250 маяков, большая часть из которых стоит в удаленных местах и закрыта для посещений. А в Европе, Азии и Австралии сохранились десятки старинных башен, многие из которых — настоящие исторические памятники.

Самый старый маяк планеты — это Башня Геркулеса в Испании. Ее построили еще в I веке нашей эры, и она до сих пор освещает путь морякам.

Какие бывают маяки

Когда говорят «маяк», обычно представляют высокую каменную башню на берегу. Но на самом деле их видов намного больше. Есть береговые маяки — их ставят на мысах и островах, есть створные маяки: две башни, которые с борта корабля должны быть на одной линии, если судно идет по безопасному фарватеру.

-5

А еще есть плавучие маяки — это специальные заякоренные суда со световыми сигналами. Там, где нельзя построить башню, ставят скелетные маяки из металла, маяки на сваях или кессонные конструкции прямо в воде: их форма, размер и окраска выбираются так, чтобы маяк было легко узнать днем среди других объектов.

Почему от маяков и не собираются отказываться

Хотя технологии ушли далеко вперед, убирать маяки никто не планирует. Их главная ценность — не в повседневном использовании, а в том, что это надежная подстраховка на случай непредвиденного. Когда все откажет: связь, навигация, электропитание — старый добрый маяк все равно будет гореть.

Кроме того, маяки — это часть истории: они украшают побережья, напоминают о морском прошлом и людях, которые вели корабли сквозь бури. Это символы морской романтики, технического мастерства и человеческого упорства. И именно потому, что эти башни смогли соединить старую традицию с современными технологиями, их огни продолжают светить. И похоже, будут делать это еще очень долго!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: