Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

"Почему меня все бросают/перестают общаться"? Личный, бессознательный выбор (кейс)

Оглавление

Публикация согласована, имена отсутствуют.

Больше всего на свете я люблю быть среди друзей, когда все смеются, шутят, поддерживают друг друга, устраивают сюрпризы на день рождения, собираются вместе. Когда чувствуешь тепло и не боишься себя при этих людях – что вдруг ты скажешь или сделаешь при них что-то не то, и...они от тебя откажутся. Бросят. Перестанут общаться. Всю свою жизнь я сталкиваюсь с подобными ситуациями. Чувствую тотальное одиночество и нуждаюсь в таких людях, как я описала. Как будто стою за забором, а там – дом со светящимися окнами, в доме тепло и весело, но я – за забором. Я задумалась над ситуацией, может это со мной что-то не так? Словно на мне клеймо брошенности. Оказывается, моя мама меня удочерила.

Короткий ответ на этот запрос: да, это не люди сговорились против вас. и не вы "виноваты" из-за вашего характера, даже если характер сложный (как вам говорили в детстве). На самом деле, вы сами, бессознательно, раз за разом, проживаете программу "докажите мне, что вы меня бросите".

Здесь нет ничьей вины, есть некие глубинные закономерности. В статье пойдёт речь именно о глубинных причинах брошенности одной конкретной молодой женщины и что можно с этим сделать.

Вспомнилась мне ситуация, когда я долго не могла подобрать себе туфли. Какие не куплю – горит стопа. Это продолжалось до тех пор, пока мне в голову не пришла идея о том, что может дело не в обуви, а проверить стопы? Может это плоскостопие?

Корни проблемы: травма брошенности и усыновления

Если женщина была удочерена, её ранний опыт мог включать в себя глубинное переживание покинутости – даже если формально её "спасли" или дали лучшую жизнь. Подсознательно она могла усвоить:

  • "Меня однажды оставили – значит, это может повториться"
  • "Чтобы меня не бросили, я должна заслуживать любовь", или наоборот "Я всё равно недостойна, чтобы меня любили"
  • "Привязанность = боль, но без неё я не могу"

Этот ранний опыт формирует ожидание отвержения, психика, стремится "контролировать" боль, начинает бессознательно воспроизводить знакомый сценарий.

Как работает паттерн "меня бросают"? Возможные механизмы:

а) Бессознательный выбор партнёров/друзей
Она может:

  • Привлекать эмоционально недоступных людей, повторять динамику с фигурой "бросающего" родителя.
  • Подсознательно провоцировать отвержение (например, через чрезмерную тревожность, требования подтверждения любви или, наоборот, отстранённость).
  • Игнорировать "стабильных" партнёров, потому что их надёжность не резонирует с её внутренней картиной отношений.

б) Самоисполняющееся пророчество

Страх быть брошенной может заставлять её:

  • Чрезмерно контролировать отношения → что утомляет другого.
  • Видеть угрозу там, где её нет → реагировать на мнимую холодность отдалением или конфликтом.
  • Быть гиперчувствительной к малейшим признакам дистанции → интерпретировать их как "начало конца".

в) Вторичная выгода боли: что хорошего в том, чтобы бесконечно проживать брошенность

Как ни парадоксально, повторение сценария может давать:

  • Ощущение предсказуемости: "я знаю, как это будет".
  • Подтверждение своей "недостойности", что психологически "удобнее", чем рисковать и менять себя.
  • Связь с прошлым – как будто, страдая, она остаётся верной той маленькой девочке, которую оставили.

Что можно сделать в терапии и что мы сделали

Работа может идти по нескольким направлениям:

а) Прожить и принять раннюю травму

  • Исследовать историю удочерения: какие чувства – гнев, вина, печаль – она несёт в себе? Возможно, она злится на биологических родителей, но подавляет это, потому что "должна быть благодарна" приёмной семье.
  • Работа с "внутренним ребёнком": дать той маленькой девочке то, чего ей не хватило – признание её боли, утешение, безусловное принятие.

б) Разбор текущих отношений

  • Анализ паттернов: в какой момент люди начинают отдаляться? Что она делает/не делает перед этим?
  • Работа с когнитивными искажениями: например, убеждение: "Если меня оставили – значит, я плохая" заменяется на: "Люди могут уходить по своим причинам, и это не определяет мою ценность".

в) Формирование безопасной привязанности

  • Упражнения на доверие: начать с малого – например, замечать, когда люди проявляют заботу, а не фокусироваться только на угрозах.
  • Выстраивание границ: иногда страх отвержения приводит к слиянию, а это утомляет окружающих. Важно научиться быть в отношениях, не теряя себя.

г) Изменение самоидентификации

  • Переписать нарратив: не "меня бросают", а "я выжила в трудной ситуации и могу создавать устойчивые связи".
  • Найти "якоря" любви: возможно, в её жизни уже есть люди, которые её ценят, но она их не замечает из-за фокуса на болезненных отношениях.

Что можно сделать самостоятельно

  • Вести дневник: фиксировать ситуации "брошенности" и искать альтернативные объяснения – "Он не ответил, потому что был занят", а не "потому что я ему не важна".
  • Практиковать осознанность: учиться останавливать автоматические мысли вроде: "Всё, это конец".
  • Создавать "круг тепла": сознательно выбирать для общения людей с безопасным стилем привязанности, например, через группы по интересам, терапию, поддерживающие сообщества.

Вывод: это долгая работа, но её смысл — не просто "перестать бояться брошенности", а пересобрать свою идентичность:
От "я та, которую оставляют" → к "я та, кто умеет быть в отношениях, не теряя себя".
От "я жду, чтобы меня любили" → к "я участвую в созидании любви".

Боль, которую она несёт, – это не проклятие, а ключ к её свободе. Когда она перестанет бессознательно воспроизводить старую историю, у неё появится шанс написать новую.

Если у вас есть дополнительные вопросы или хотите проработать какие-то аспекты глубже – спрашивайте. Вы не одни в этом.

Записаться на сессию здесь

-2

Автор: Бения Марика Ивановна
Психолог, Антикризисный глубинный терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru