Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память трёхсотлетия Дома Романовых стоит рядом с бывшим грузовым двором Московского вокзала у пересечения Полтавской и Миргородской улиц.
В 1913 году отмечалось трёхсотлетие избрания русским царём Михаила Фёдоровича Романова, основателя династии Романовых.
Построить храм к юбилею не успели, собор строился в 1911 – 1913 годах, освящение состоялось в январе уже 1914 года. Автором проекта стал архитектор Кричинский.
Степан (Стефан) Самойлович Кричинский родился в западной части современной Беларуси. Его отец, Селим (Самойл) Кричинский, генерал русской службы, происходил из семьи польско-литовских мусульман, которые ведут свою родословную от татар, переселившихся в Великое княжество Литовское в XIV веке вместе с бежавшим туда из Золотой Орды ханом Тохтамышем. Степан Самойлович окончил институт Гражданских инженеров императора Николая I (ныне С-Петербургский Архитектурно-Строительный Университет). Стал автором нескольких десятков зданий в разных городах. В Петербурге он построил известный дом Эмира Бухарского на Каменноостровском проспекте, и участвовал в строительстве Соборной мечети рядом с Петропавловской крепостью. В этих двух случаях, возможно, определённую роль сыграло его происхождение из мусульманской семьи. Хотя сам Степан Самойлович был православным христианином.
На Конной площади (ныне исчезнувшей с карты города) предполагалось построить целый комплекс сооружений, прославляющих династию и символизирующих связь времён, XVII и ХХ веков, связь двух столиц, старой и новой. Но началась война, и планы были значительно сокращены. А после 1917 года о прославлении династии Романовых не могло быть и речи.
Кроме собора и колокольни успели построить только дом причта и участок «кремлёвской» стены. Собор по своей архитектуре напоминает русские храмы эпохи воцарения Романовых. Пятиглавие Федоровского собора очень похоже на пятиглавие надвратной церкви Иоанна Богослова в кремле в Ростова Великого.
Однако Федоровский собор построен с использованием самых современных технологий начала ХХ века. Его несущие конструкции выполнены из железобетона, что, возможно, и спасло храм от полного разрушения в 1930-е годы.
«Кремлёвская» стена рядом с собором должна была создать уголок Москвы, старой столицы Романовых, в новой, имперской столице Петербурге.
Выбор места для возведения построек в честь юбилея правящей династии кажется очень странным. В начале ХХ века это была окраина центральной части города, рядом находились задние дворы вокзала, а на самой Конной площади торговали лошадями (отсюда и название). Трудно отделаться от мысли, что место, выбранное для собора, оказалось символом приближающегося краха династии.
В который раз в своих записках повторю уже надоевшую мне самому фразу. Дальнейшая судьба собора типична для наших церквей. В 1932 году собор закрыли, настоятеля арестовали, а в 37-м расстреляли. В здании собора разместился молокозавод. В здании построили новые перекрытия, оно стало пятиэтажным и обросло пристройками. Пятиглавие было уничтожено.
Дом причта снесли в 1960-х. «Кремлёвская» стена уцелела.
Уже в 1993 году было принято решение о переводе молокозавода в другое место. Но состоялся этот переезд только в 2006 году. Руины собора передали епархии, и началась реставрация. Ещё в 1998 году рядом с собором построили храм-часовню Новомучеников и Исповедников Российских.
На мой взгляд, и не только на мой, эта постройка совершенно не гармонирует с собором и на его фоне выглядит инородным телом. Обсуждается вопрос о переносе храма-часовни в Левашовскую пустошь.
Реставрация собора заняла семь лет, и своё столетие собор встретил обновлённым.
На главном северном фасаде воссоздали полностью уничтоженное майоликовое панно. На панно изображена икона Феодоровской Божией матери в окружении святых. Внизу над стеной костромского Ипатьевского монастыря – фигуры Михаила Фёдоровича, первого Романова на русском престоле (справа), и его отца патриарха Филарета (слева).
Над главным входом расположена мозаичная икона, также воссозданная заново.
Верхний храм восстановлен по старым фотографиям.
Фотографий нижнего храма не сохранилось, и он восстановлен по описаниям.
В доме причта расположена мастерская христианской миниатюры «Адама» и выставка-продажа её изделий, которые показались мне интересными.
Публикации моего канала перечислены здесь: