Найти в Дзене
Мир комиксов

Сказки, любовь и коммуналка: что рисовал Ануфриев пока его не выгнали в США

Оглавление

Если бы Иероним Босх однажды отправился в командировку в Советский Союз и заглянул по дороге в одесскую коммуналку, результат выглядел бы примерно так, как картины Александра Ануфриева. Только у Босха дьяволы и алхимики, а у Ануфриева — ангел с карточной колодой, тень демона под столом и неловкая тишина, которая говорит больше слов.

-2
-3

Его мир — это не галлюцинация, а узнаваемая реальность, только развернутая в бок: где философия прячется под шапкой-ушанкой, а правда жизни — в усталом взгляде у подъезда.

Любовь зла
Любовь зла

Ануфриев не рисовал «про Одессу», в его работах — вся наша жизнь. Со своими кухонными спорами, художественными амбициями, бесконечными разговорами о смысле жизни, вечной жаждой свободы и тонкой насмешкой над теми, кто считает себя главнее. А ещё, иногда, он рисовал сказочные сюжеты.

-5

Это живопись с характером, с акцентом, с интонацией. Не для украшения интерьера, а для разговора. Потому что у него каждая картина — это диалог. Иногда молчаливый, иногда дерзкий, иногда пронзительный. Но всегда честный.

-6
-7

Рисунки Ануфриева похожи философский анекдот. Да, их не все сразу поймут, но те, кто поймут, не забудут. Здесь не бывает прямолинейности. Кажется, что художник играет в прятки — за нарочито простыми сюжетами и почти детской графикой вдруг прячется что-то глубокое, мистическое. То ли сны, то ли откровения.

-8

Он умел соединить несовместимое — иконную тишину и уличную иронию. Цвета у него иногда кричат, а порой нашёптывают. А формы будто живут своей жизнью. Ангелы, лики, персонажи будто вырезаны из сна. Стиль на грани метафизики. Не сюрреализм, не сказка и не классическая карикатура. Что-то между.

-9

Путь художника, начавшийся с «коммуналки»

Александр Ануфриев родился в 1940 году в Москве. Художественное образование начал получать рано, окончил Специальную детскую художественную школу в Лаврушинском. Потом Одесское художественное училище имени Грекова, с 1959 по 1963 годы. Но всё интересное началось не в институтах, а в одесской коммуналке.

-10

Именно там появились первые квартирные выставки, когда художники, уставшие от официоза и соцреализма, стали показывать свои работы у себя дома. Не формально, а по-настоящему.

-11

Это было движение не по приказу, а по велению внутренней свободы. Ануфриев оказался в центре этого круга. Его квартира стала магнитом для молодых нонконформистов.

-12

С 1964 года он участвовал в неофициальных выставках, в Одессе, Москве, Ленинграде. В то время это было не просто гражданским поступком, а настоящим вызовом. Людей с независимым взглядом ждали обыски, увольнения, запреты. Ануфриева в том числе.

-13

Осенью 1980 года он провёл демонстрацию на Красной площади вместе с художниками Виталием Сазоновым и Михаилом Чернышовым. Это был акт протеста против отказа в выездных визах. Их заметили и художнику разрешили эмиграцию. 7 ноября 1980 года он покинул СССР и уехал в США.

-14

Америка, ангелы и иконопись

На новом континенте его творчество расцвело в новом направлении. Ануфриев стал экспериментировать с инсталляциями, начал серию кубистических портретов, но в основе оставался всё тот же поиск невидимого в видимом.

-15

Он находился под влиянием живописи Возрождения — особенно Пьеро делла Франческа и Фра Анджелико. Чувствовалось и влияние византийской иконописи. Но это никогда не было плагиатом. Это было переосмысление. Он создавал новые формы, новые смыслы, но всегда оставался верен одному — духовному содержанию.

Ануфриев говорил: «Когда я рисую, я нахожусь между небом и землёй. Пытаюсь сделать невидимое видимым». Для него живопись — это не жанр и не стиль. Это способ говорить с миром, когда слова уже не работают.

-17

Карикатур у художника довольно мало. Точнее их мало в сети. Пришлось приложить усилия, чтобы собрать по разным, в том числе архивным, сайтам. Поэтому качество довольно плохое. Но несмотря на размытость, смысл не теряется.

-18

Участие в выставках и признание

Его работы участвовали в выставках по всему миру. Сначала в квартирных показах. Потом — в международной выставке «Современное искусство из Украины» (1979, Мюнхен–Лондон–Париж–Нью-Йорк). В 1980 году его работы были представлены на Всемирной выставке-ярмарке в Вашингтоне.

-19

Позже — персональная выставка в галерее «Либерти» в Одессе (2002), участие в «Fine Art Ukraine» и других проектах, посвящённых одесской школе. Его картины хранятся в Музее Зиммерли (Нью-Джерси), в Музее современного искусства Одессы, в Киеве, в частных коллекциях США, Канады, Австрии, Франции.

-20

Больше интересного: