Все знают сказку про Машу и трёх медведей. Маленькая девочка зашла в чужой дом, поела чужую кашу, поломала мебель и улеглась в постель. Знакомо? А теперь забудьте про сказку. (Спойлер: самый чёрный комикс в конце).
Потому что художники-карикатуристы добрались до этой истории и стало ясно — перед нами не просто сказка, а большие возможности для иронии и сатиры.
Интересно, что сказка, которую сегодня называют «русской народной», на самом деле — пересказ. Причём сделанный не кем-то, а самим Львом Толстым.
Он взял за основу старую английскую сказку, в которой по дому медведей разгуливала не Маша, а странная старуха. Всё было похоже: миски с кашей, разные по размеру стулья и кровати, медведи с разным голосом.
Но у Толстого всё стало более педагогично: старушку сменила девочка, сюжет стал мягче, а финал — поучительнее. Но карикатуристам не до морали. Им куда интереснее Маша, которая не извиняется, а хозяйничает.
Эта героиня — находка: на вид маленькая, но по поведению — как ураган. В карикатурах она запросто может стать образом современного человека, который приходит, не спросив, и начинает «оптимизацию» пространства.
Нет, Маша не злая — просто считает, что так надо. Медведи при этом — олицетворение размеренного быта, традиции, спокойствия. Всё, что можно перевернуть с ног на голову одной фразой: «А мне тут удобно!»
Медведи тоже не остаются в стороне. В сатирических версиях они нередко выглядят как пародия на «традиционную семью»: папа — суров, мама — недовольна, а младший — в панике.
Их дом — символ стабильности, который неожиданно взломали ложкой. Художники часто обыгрывают эту ситуацию в духе «пришли, пожрали, развалились и ушли». А бывает и наоборот, как показал Игорь Галко.
Но медведи в карикатурах — это не только троица из сказки. Этот персонаж вообще один из самых любимых у художников. Особенно когда речь идёт о русском менталитете.
Вспомните фразу: «Не садись на пенёк — не ешь пирожок». Её уже давно перерисовали сто раз. Медведи в картинках уже не боятся жевать пирожок, они и отобрать могут.
Медведь превратился в эдакую бытовую непослушность с хвостом из сказки — идеальный повод для доброй сатиры.
А ещё медведи — это охота. Там их рисуют особенно весело.
Надеюсь, вам понравился сегодняшний выпуск. И вы, как и я, любите живучие сказочные истории, которые вроде бы давно известны, но переписаны по новому.
Медведи как символ добродушности и бесстрашия. Маша — как образ того, кто ничего не боится, кто идёт туда, куда нельзя, и делает то, чего не стоит. А художники — те, кто ловят этот момент и превращают его в сатиру. Сказка закончилась, а комические сценки с Машей — только начинаются.