Найти в Дзене

Как Шарль Бонне заставил дочь украсть миллион: комментарий к знаменитой комедии с Одри Хепберн

Без малого шестьдесят лет назад обворожительная Одри Хепберн и обаятельный Питер О’Тул совершили самое очаровательное кинопреступление века. Были ли герои настоящими преступниками и причем здесь Ван Гог разбирается @Нина Спутницкая Художник – отец главной героини фильма Шарль Бонне – владелец уникальной коллекции живописи и предметов искусства. Он нарушает интеллектуальные права, подделывая произведения искусства, выдавая свои копии и оммажи за оригинал. Однако, изначально он создавал свои произведения не в целях наживы, а ради удовлетворения творческих амбиций. Сам Бонне, и это является основой сюжета, — профессиональный художник, талантливый копиист, то есть профессионал, который создаёт копии музейного уровня (максимально повторяющие оригинал) или полотна «в стиле» признанных живописцев (в фильме есть даже отдельные кадры, когда художник подделывает подпись Ван Гога). С этой точки зрения деятельность героя безусловно не соответствует требованиям профессионального сообщества, являет

Без малого шестьдесят лет назад обворожительная Одри Хепберн и обаятельный Питер О’Тул совершили самое очаровательное кинопреступление века. Были ли герои настоящими преступниками и причем здесь Ван Гог разбирается @Нина Спутницкая

Художник – отец главной героини фильма Шарль Бонне – владелец уникальной коллекции живописи и предметов искусства. Он нарушает интеллектуальные права, подделывая произведения искусства, выдавая свои копии и оммажи за оригинал.

-2

Однако, изначально он создавал свои произведения не в целях наживы, а ради удовлетворения творческих амбиций. Сам Бонне, и это является основой сюжета, — профессиональный художник, талантливый копиист, то есть профессионал, который создаёт копии музейного уровня (максимально повторяющие оригинал) или полотна «в стиле» признанных живописцев (в фильме есть даже отдельные кадры, когда художник подделывает подпись Ван Гога). С этой точки зрения деятельность героя безусловно не соответствует требованиям профессионального сообщества, является преступной и карается законом.

Подписи, которые копирует Бонне
Подписи, которые копирует Бонне

Картина “Ван Гога” в фильме «Как украсть миллион» с формальной (юридической ) точки зрения является фальсификацией, а с экспертной - подделкой. Однако для самого Шарля Бонне изготовление подобных работ (это мы узнаём из диалога с дочерью в мастерской) - удовольствие, их продажа не всегда была актуальной. Прежде всего, художник реализовывал свой талант выдающегося копииста, досконально изучающего почерк мастеров. Более того, сам Бонне говорит дочери, что эти копии висят в его доме исключительно для эстетических целей.

-4

Повод к незаконной деятельности дают ему покупатели - охотники за шедеврами, при этом речь идёт не о государственных учреждениях или культурных институциях, а, прежде всего, о частных лицах, миллионерах, толстосумах. Художник говорит дочери: «Все они желают шедевров, я даю им шедевры». 

«Матисс» Шарля Бонне
«Матисс» Шарля Бонне

Таким образом, после того как подделки Бонне попадают на рынок они становятся фальсификацией, то есть автор – копиист в новых обстоятельствах вынужден скрывать правду и создавать ложное представление об объекте своей домашней коллекции. Бонне - непоследовательный, стихийный фальсификатор. 

Аукцион и охотники за шедеврами
Аукцион и охотники за шедеврами

Клиенты, которые регулярно посещают художника в фильме, являются людьми глубоко вульгарными (апофеозом стал латиноамериканец – синьор Паравидео, охотник за «полотном Ван Гога»), рассматривающими полотна мастеров исключительно как инвестицию, без учёта их эстетических и художественных достоинств и культурной, исторической значимости. В этом обстоятельстве между художником и его клиентами лежит глубочайшая пропасть, которая отчётливо заявлена в фильме. Именно поэтому симпатия автора на стороне художника и его дочери.

-7

Шарль Бонне в том же разговоре в мастерской с дочерью говорит, что «Ван Гога», скорее всего, он продаст, но сделает это очень нескоро, потому что желает насладиться этим полотном сам.

Оно ценно для него, как ценна «Венера», но амбиции коллекционера, а потом и жажда наживы превращают его деятельность в преступную.  С формальной точки зрения деятельность художников по созданию подобных копий является противоправной. Однако живописные копии создавались не с преступными намерениями, а из уважения и восхищения мастерами. Для Бонне, человека искренне любящего искусство импрессионистов и постимпрессионистов, его копии представляют собой, по сути, дань старым полотнам, а «неизвестная картина Ван Гога» - является оммажем. И если бы не ситуация на рынке и подделанная подпись, они бы и остались только талантливыми копиями и оммажами.

-8

Любопытно, что фильм в жанре забавной комедии поднимает проблему уникального и тиражируемого, содержит ряд актуальных проблем, характерных для времени, когда всё громче раздаются опасения о тотальном потреблении. Интеллектуальную публику всё больше интересуют проблемы симулякров эпохи потребления. И насущную для западного общества проблему в кино поставили уже подуставшие от от современного искусства американцы, а режиссёром выступил мастер социальной критики Уильям Уайлер.

А вы давно пересматривали эту комедию?т

приглашаем почитать подборку нашего журнала о зарубежом кино

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО | Телекинет. Не|Искусство кино | Дзен