Найти в Дзене

Тихие шедевры русской живописи: "Забытый храм в селе Мыт"

Оглавление

"Вот где настоящая Россия", — прошептал я себе под нос, когда наш старенький автомобиль подбросило последний раз на разбитой дороге и он замер перед въездом в село. Мыт. Даже название какое-то древнее, словно из летописей выпавшее...

Прибытие в забытое царство

В 2009 году это было не село, а скорее тень села — несколько покосившихся изб, пара жилых домов да бескрайние поля, медленно отвоёвывающие у человека свою территорию. Ни магазина, ни школы, ни даже нормального колодца — только редкие огоньки в окнах да куры, безнадзорно бродившие по единственной улице.

Но главное — храм.

Храм, смотрящий в небо

Он стоял на пригорке, как старый воин, забытый на поле боя:

  • Стены из красного кирпича, с осыпавшейся белой штукатуркой потемневшие от времени, но ещё крепкие — кладка 1801 года!
  • Купола с провалившейся кровлей, сквозь которую просвечивало голубое июльское небо
  • Окна — пустые глазницы без стёкол, где вместо икон теперь висели паутины

Я подошёл ближе. Под ногами хрустели фрагменты фресок — кусочки голубых риз, золотые завитки нимбов. Когда-то здесь был рай...

Пленэр у древних стен

Я выбрал место на пригорке, метрах в пятидесяти от храма — так, чтобы видеть его целиком, во всей его величественной разрухе. Установил мольберт на склоне, подстелив под ноги старый плащ — земля ещё хранила дневное тепло.

Николай Лукашук "Забытый храм. Село Мыт" 2009 холст, масло 60х70
Николай Лукашук "Забытый храм. Село Мыт" 2009 холст, масло 60х70

Точка зрения

Отсюда, снаружи, храм представал во всей своей парадоксальной красоте:

  1. Под ногами — сухая трава с вкраплениями битого кирпича (я подобрал один осколок — на нём ещё сохранился фрагмент росписи, синий завиток)
  2. Над головой — вечереющее небо, еле-еле начинающее розоветь у горизонта
  3. Перед глазами — весь храм, его:
    Белизна стен, превращённая временем в сложную симфонию охристых оттенков
    Умбровые купола, которые под лучами заходящего солнца вспыхивали киноварными отсветами
    Пустые оконные проёмы, похожие на глаза слепого провидца

Работа с цветом

Палитра этого вечера была особенной:

  • Для стен — не просто белила, а сложная смесь:
    свинцовые белила + охра светлая + капля умбры натуральной
    в тенях — лёгкая лессировка жжёной сиены. Холодные голубоватые и зелёные рефлексы от неба и травы
  • Для куполов — игра на контрасте:
    основа — умбра жжёная
    блики — киноварь + кадмий красный светлый
    трещины — сепия с добавлением чёрного. Холодные рефлексы от неба и травы
  • Для неба — градация от тёплого розоватого у горизонта до холодного кобальта в зените

Писал быстро, но не из-за страха, что храм рухнет (хотя ветер действительно раскачивал остатки креста на центральном куполе), а потому что свет менялся буквально на глазах.

Чудо преображения

В тот момент, когда солнце коснулось горизонта, произошло волшебство:

  • Купола, ещё минуту назад тёмные, вспыхнули как раскалённые угли
  • Белёсый камень стен стал золотистым
  • Тени удлинились, превратив храм в кружевной силуэт

Я успел сделать последний решительный мазок — чистую киноварь на самый высокий купол — и откинулся назад. В этот момент храм перестал быть руиной. Он стал... нет, не памятником. Скорее, окном в ту Россию, которую мы почти потеряли, но которая ещё теплится в таких вот забытых уголках.

В те минуты мне открылась простая истина: настоящая красота не боится ни времени, ни разрушения. Она просто есть — в камне, в красках, в вечернем свете... и в нашей памяти.

Встреча с прошлым

Ко мне подошла старушка (одна из трёх оставшихся жительниц). Принесла в тряпочке два яйца и огурчик с огорода:

— Пиши, милок, — сказала она. — Он ведь красивый, наш-то. Даже сейчас.

И вдруг рассказала, что в 30-е годы, когда храм закрывали, её мать тайком вынесла икону Богородицы. Теперь она висит в их избе — последняя святыня умирающего села.

Прощание

Когда я уезжал, начался дождь. Капли стучали по крыше "Лады-Калины", а я смотрел в заднее стекло на удаляющийся силуэт храма.

Он стоял, подняв свои разбитые купола к небу — гордый, несмотря ни на что. Как последний страж исчезающей Руси.

P.S. Этот этюд я назвал "Небесные врата". Потому что сквозь дыры в куполах действительно было видно небо — чистое, бесконечное, равнодушное к нашей земной суете.

— Николай Лукашук
(из дневников пленэрных странствий)

P.P.S. Через пятнадцать лет я узнал, что храм вроде бы начали восстанавливать. Радостно? Да. Но иногда думаю — может, в своих руинах он был честнее? Без позолоты, без новодельных фресок... Просто древний свидетель, смотрящий в небо пустыми глазницами.

Художник Полина Горецкая
VK | VK
VK | VK

Читайте на Дзен:

🎨 Масляная живопись: почему художники выбирают масло?
История, преимущества и секреты короля художественных материалов

🎨 Как писать маслом на пленэре: практические советы от Николая Лукашука
Проверенные техники для работы с подвижным светом и капризами природы

Полезного чтения и вдохновения! 🌟
Делитесь вашими работами в комментариях — обсудим тонкости живописи!

(Сохраните, чтобы не потерять полезные ссылки!)

P.S. Какой материал вам ближе — масло, акрил или акварель?