Сюрреализм является одним из самых значительных направлений в изобразительном искусстве ХХ в. Он оказал большое влияние на многих художников разных стран. Эпатаж, с одной стороны, и зашифрованные образы-символы, с другой, привлекли к этому течению несметные толпы почитателей и подражателей.
Сюрреализм имеет четкую хронологию и временные рамки. Своими далекими предтечами основатели направления считают Иеронима Босха (ок. 1450-1516) с его знаменитым «Садом наслаждений», Питера Брейгеля Старшего (1525-1569) с его «Изгнанием падших ангелов», Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543) с его «Послами». Непосредственными предшественниками течения провозглашены итальянский художник Джорже де Кирико (1883-1978) и француз Марсель Дюшан (1887-1968).
Первая волна сюрреализма прошла в период 1924-1929 гг. 1 декабря 1924 г. был опубликован манифест сюрреализма. После этого было написано еще три манифеста (1930, 1946, 1969), однако все самое главное было изложено в манифесте 1924 г. В этот период главенствовало параноико-критическое течение сюрреализма.
Вторая волна сюрреализма охватила период 1930-1940 гг., и здесь главенствовало течение неадекватного сюрреализма. В годы войны почти все ведущие сюрреалисты эмигрировали в США и активной художественной деятельностью не занимались.
Третья волна сюрреализма началась в 1946 г. и фактически продолжается по сей день, однако слава ее держалась долгое время лишь на творчестве Сальвадора Дали и ретроспективных выставках сюрреалистов. Крупных имен, за исключением двух-трех, эта волна не дала, хотя именно в этот период зародилась последняя разновидность течения – пассивный сюрреализм. Параноико-критический, неадекватный и половинчатый сюрреализм считаются главнейшими течениями направления и именуются «академическим» сюрреализмом.
Термин «сюрреализм» у нас обычно переводят как «сверхреализм». Это не совсем точно, ибо отцы направления считали сюрреализм «над-реализмом», т. е. стадией, стоящей на порядок выше реализма. Это было закреплено и в манифесте: «Реализм означает цветущее дерево, сюрреализм – цветущая жизнь».
Теоретическая основа сюрреализма базируется главным образом на учении Зигмунда Фрейда о подсознательном, что также было закреплено в манифесте:
«Сюрреализм открывает ворота снов для тех, кто бережет их для ночи».
Теоретики сюрреализма были уверены, что бессознательное и внеразумное начала осуществляют ту высшую истину, которая должна быть утверждена на Земле. Именно в бессознательном состоянии, утверждали сюрреалисты, можно создать подлинное произведение искусства, которое свободно от всех запретов.
«Мои картины навеваются мне образами, парящими перед моими глазами, когда я нахожусь в полуобморочном состоянии», — писал художник Макс Эрнст.
Это состояние и называлось параноико-критическим. Один из авторов манифеста, Андре Массон, разъяснил, что есть три условия для бессознательного творчества. Для этого необходимо освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; полностью подчиниться внеконтролируемым и внеразумным импульсам, работать по возможности быстро, не задумываясь об осмыслении сделанного. Другой соавтор — Андре Бретон — пояснял:
«Сюрреализм представляет собой чисто психологический автоматизм, с помощью которого — словами, рисунком или любым другим способом — делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которая совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений».
Проще говоря, следует творить по внутреннему наитию, не вдумываясь в изображение, и подлинный творец не должен пытаться предугадать конечный результат. Поэтому творения последователей течения первой волны получили название параноико-критического сюрреализма по имени того состояния, в котором они должны творить. Как правило, их работы беспредметны. Заметим, что это один из трех путей прихода художников ХХ в. к беспредметному искусству.
В соответствии с теорией сюрреализма, проводили опыты с непредсказуемым конечным результатом произведения. В 1935 г. четверо художников создали совместно графическую серию, где каждый исполнитель не знал, что было создано предыдущим на данном листке, и, следовательно, не мог предугадать конечный результат. Серия получила наименование: «Изящный труп хлебнул молодого вина». Абсурдность названия вызвана тем, что его тоже разделили на четыре части, и каждый из авторов рисунка придумывал свою часть самостоятельно.
Сюрреализм являлся всеобъемлющим направлением. Прежде всего он появился в театре. Пьеса Гийома Аполлинера «Сосцы Терезии» в первом варианте была завершена в 1903 г., и в ее подзаголовке стояло пояснение «сюрреалистическая драма». Сюрреалисты утверждали, что и книга Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» также плод сюрреализма. В области киноискусства классикой сюрреализма считаются ленты Рене Клера «Антракт» (1924) и Луиса Бюнюэля «Андалузская собака» (1928).
В следующем выпуске: АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЮРРЕАЛИЗМ. Параноико-критический сюрреализм