Актёр и музыкант Пётр Мамонов рассказывал о съёмках в кинофильме «Остров» не слишком охотно, словно боялся излишней похвалы и славы.
Пётр Мамонов:
Работа актёра предполагает на какой-то отрезок времени стать человеком, которого ты играешь. А вообще существует две школы. Одна — это школа Станиславского, которая утверждает что играть нужно так, чтобы в предлагаемых обстоятельствах не изменять собственной личности.
Другое направление реализует мой любимый актёр Жан Габен. Исполняя заданную роль, он становится продавцом, шофером, убийцей... Внешне он ничего не делает. Он меняет мировоззрение.
Это совсем другой подход. Актёр работает не собственной личностью, надев рубашку этой роли, а становится этим человеком — продавцом, шофёром, кем угодно, в зависимости от того, какая задача стоит.
На съемках кинофильма «Остров» у меня была сложная задача. Мне очень помогло то, что я имел в свою малую меру какой-то опыт веры. Мне было знакомо и понятно, что такое покаяние. Нам всем это очень важно понять. Не думайте, что я вас поучаю. Я рассказываю то, что я понял.
Покаяние — это, оказывается, не просто рассказать на исповеди о своих грехах. В переводе с греческого — это изменение мыслей. Это надо всю свою жизнь изменить. Потому что Богу нужно всё наше сердце. А не так, чтобы немножко времени отдать Ему, а потом на работу бежать...
Когда меня спрашивают про фильм «Остров», я задаю встречный вопрос: «А понравились ли вы сами себе, посмотрев этот фильм?» Хорошо, если вы в себе нашли что-то нехорошее. Потому что пока не поставлен диагноз (гордыня, тщеславие, прелюбодеяние, ложь), лечение начать невозможно.
Работа была не столь тяжелая физически, сколько эмоционально. Думаю, очень удачно получилась сцена исцеление бесноватой молодой женщины. Чтобы сыграть эту сцену, я долго мучился и долго молился. Я очень волновался, меня всего трясло...
Это была очень важная сцена. Я думал, как бы её сделать хорошо, без американских соплей. Даже была мысль волевым решением отказаться играть эту сцену. Я пошёл советоваться к местным монахам.
Они сказали: «Чем мы должны руководствоваться в своей жизни? Евангелием. Какой должна быть наша жизнь? Христоподражательной. Христос бесов изгонял? Изгонял. Всё. Тогда — полный вперед!»
С режиссёром фильма «Остров» — Павлом Лунгиным — мы хорошо ладили. Хотя иногда мне казалось, что во время съёмок он меня в чём-то зажимал, что он в православной вере ничего не понимает, а я понимаю… Но мне удавалось эту гордость в себе унять. С Божьей помощью. И Паша тоже шёл мне навстречу.
Сниматься в роли старца мне было страшно. Поэтому я решил спросить мнения у своего духовника — отца Владимира. Говорю: «Мне предлагают играть святого старца, а я, как вы знаете, человек грешный». На что он ответил, что это — моя работа, и её надо делать.
Сразу вам скажу, что жизнь моего героя — отца Анатолия — не совпадает с моей жизнью. У меня не было таких духовных трудов. Вот я сейчас даю интервью, и у меня хорошее настроение.
А если кто-то подойдёт и ударит меня по правой щеке, левую щёку я точно не подставлю. Если не убью этого наглеца, то это будет очень хорошим исходом. Ещё я не способен долго ухаживать за больными. Я не такой светлый и чистый, как мой экранный герой.
Мне могут сказать, что я тоже живу как отшельник. Я не считаю себя отшельником. Хотя, действительно, могу признать, что Бог даёт человеку такие условия, в которых он может спасти свою душу.
Сорок четыре года я прожил в центре Москвы, а тут мне предложили посмотреть участочек в деревне. Я не собирался ничего менять. Приехал, чтобы просто посмотреть. А в итоге так тут и остался. Тут и вера пришла.
Совпадения с киногероем у меня всё-таки есть. И они заключаются во внутренних процессах — в попытке осмысления своей жизни и покаянии. Но такие совпадения можно найти в жизни каждого человека, который встал на путь веры. Просто кто-то сделал пятьсот шагов, а кто-то — пять.
Меня часто спрашивают про награду за лучшую роль, которую я получил на Московском фестивале, сыграв Отца Анатолия. Я отнесся к этому очень спокойно, потому что в своей жизни уже проходил через медные трубы. И в какой-то степени опасаюсь их.
После фильма один пожилой священник сказал мне: «Вам надо быть осторожным, потому что теперь на вас навалятся различные искушения».
Ещё статьи о Петре Мамонове: здесь.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.