- Я навел справки и узнал, что государство выделило вам замечательную однокомнатную квартиру. Первый этаж, солнечная сторона, лес совсем рядом.
Рассказ "Бывшая"
Telegram канал "Странички жизни"
Глава 26
День, когда они поехали к Розалии Максимовне, выдался невероятно солнечный. Старый дом выглядел немного живее, будто сам ждал гостей.
Розалия сидела возле окна и, увидев их, приветливо помахала рукой.
- Как хорошо, что вы приехали, - сказала она с улыбкой, встречая их на втором этаже у самой лестницы. - Так вовремя. Я как раз чай заварила. Марина, Лёвочка, Михаил, проходите.
На кухне всё та же кружевная скатерть, тот же сервиз с тонкими стенками и золотыми узорами. Чайник изящно поблёскивал на свету. Марина устроилась у окна, Лёва рядом, Михаил напротив них.
- А я вот, знаете, не верила, что вы вернётесь, - призналась хозяйка, наливая чай. - Не верила, но все равно ждала.
- Мы обещали, - сказал Михаил. - И вернулись.
Они пили чай, разговаривали, немного смеялись.
- Розалия Максимовна… я хотел с вами кое о чём поговорить, - произнес Михаил в тот момент, когда никто этого от него не ждал.
Она посмотрела на него настороженно, но не перебила.
- Этот дом, вы сами знаете… он старый. Вам одной тут небезопасно находится. Я навел справки и узнал, что государство выделило вам замечательную однокомнатную квартиру. Первый этаж, солнечная сторона, лес совсем рядом.
- Переехать? Михаил, я вам уже говорила… Как я всё это оставлю? - взгляд её скользнул по полкам, кухонному шкафчику, по чайнику. - Это не просто вещи. Это… я сама.
- Я знаю. Именно поэтому мы нашли специалистов, которые помогут перевезти все это в новую квартиру, - спокойно сказал он. - Каждый предмет, каждую чашку. Всё будет стоять так, как вы захотите. Можно и стены перекрасить в тот же цвет. Мы не забираем у вас прошлое, мы просто хотим, чтобы у него было будущее. Вместе с вами.
Розалия молчала. Потом потянулась к чайнику, налила себе ещё чаю. Пила медленно. Казалось, пожилая женщина была тут и одновременно с этим где-то еще.
Она неожиданно для всех кивнула. Сначала едва-едва. Потом увереннее.
- Ладно, но фарфор я повезу сама. На руках.
Лёва тут же подался вперёд.
- А я понесу коробку с печеньем, - быстро произнес мальчик, сделав своей ложкой круг. - Потому что она тоже важная!
Все дружно рассмеялись.
На следующий день рано утром возле старого двухэтажного дома стоял грузовой автомобиль с открытым кузовом. Сквозь ветви клёна на асфальт ложились пятна света. Михаил, засучив рукава, стоял у капота и неторопливо объяснял что-то двум грузчикам.
- Вот с этой тумбой аккуратно. На посуду не вздумайте ставить сверху ничего тяжёлого.
Розалия наблюдала за этим из открытого окна второго этажа и его слова её будто успокаивали.
Перед ней на столе стояла обёрнутая в ткань коробка с фарфором.
- Вы не волнуйтесь, Розалия Максимовна, - сказал Михаил, подходя ближе к дому. - Я лично прослежу, чтобы всё доехало в целости и сохранности, а потом мы с вами вместе всё расставим так, как вам захочется.
- А если они всё равно что-то уронят? - спросила она, не отводя взгляда от машины.
- Не уронят. Им обещана премия, если всё доедет без единой трещины. А это, поверьте, сильная мотивация, - улыбнулся Михаил.
Дом стоял и уже дышал прощанием. Всё было собрано, запаковано и погружено в грузовой автомобиль. Все было готово к новой жизни.
- Михаил… спасибо, - тихо сказала Розалия, усаживаясь в автомобиль и наблюдая за тем, как трогается с места грузовая машина, в которую загрузили все с чем она прожила большую часть жизни.
- Переезд - это начало, а не конец, - бодро улыбнулся мужчина. - Мы все расставим, подвинем, настроим. Вам понравится на новом месте!
- Я надеюсь, - улыбнулась та в ответ.
Новая квартира Розалии Максимовны и правда оказалась в замечательном районе. Просторная, светлая, с окнами, выходящими на два направления — во двор с аккуратной детской площадкой и в сторону леса, чьи кроны зелёным океаном тянулись до самого горизонта.
На первом этаже дома был магазин с хлебом и свежими фруктами. А главное совсем рядом небольшой лесопарк с дорожками, скамейками и старыми соснами. Возле подъезда Розалия Максивовна встретила знакомую, которая раньше проживала на первом этаже старой двухэтажки и переехала сюда несколько месяцев назад. Они беседовали все время пока грузчики таскали вещи из автомобиля в квартиру.
- Прямо как дача в городе, - пройдясь по квартире и выглянув в окно, произнесла Розалия. Марина кивнула. Расстановка мебели не заняла много времени. Отпустив грузчиков, они принялись за раскладывание вещей.
Лёва очень хотел помогать, поэтому каждую минуту спрашивал у Розалии Львовны что и куда следует положить. Потом он принялся расставлять книги и на несколько часов взрослые его потеряли.
- Я расставлю всё сам, - произнес он, когда увидел высокие стопки книг. - По алфавиту или по цвету. Посмотрим.
К вечеру, когда коробки были разобраны, Розалия Максимовна приготовила жареную картошку и все сели ужинать. За столом стояла тишина. Все были уставшие, но невероятно довольные собой и тем делом, что удалось сегодня закончить. Даже на губах Розалии Максимовны то и дело блуждала улыбка.
- Знаете, - тихо сказала она, когда они уже вместе пили чай, - Я так держалась за прошлое и думала, что если уеду, то все потеряю. А сейчас вдруг поняла, что прошлое не в тех стенах квартиры, которую я покинула. Оно живет внутри меня пока я помню о нем.
Марина села рядом и обняла её за плечи. Михаил молча смотрел на них, а Лёва замер будто пытаясь понять какой-то тайный смысл этих слов.