Найти в Дзене

Влияние цифровых технологий на когнитивные способности студентов

Оглавление

Если вы читаете эту статью после того, как три часа бездумно листали ленту в социальных сетях , то вы пришли по адресу.

Современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Информатизация, связанная с мгновенным обменом данными через интернет, мобильные устройства и электронную почту, и цифровизация, подразумевающая перевод всей информации в коды, кардинально изменили процесс обучения. Однако наряду с удобством возникают вопросы: как эти технологии влияют на когнитивные способности студентов?

Двойственное влияние цифровой среды

В научной литературе представлены различные точки зрения на воздействие цифрово-электронной среды (ЦЭС) на развитие личности.

Нейтральное влияние

Некоторые исследователи считают, что цифровые технологии сами по себе не оказывают ни положительного, ни отрицательного эффекта.

Негативное влияние

Большинство ученых сходятся во мнении, что чрезмерное использование технологий вредит когнитивным функциям, особенно у молодежи.

Одним из ключевых исследований в этой области стал труд немецкого нейрофизиолога и психиатра, Манфреда Шпитцера. В своей работе он подробно описал, как цифровые технологии вызывают отклонения в мозговой деятельности:

- Снижение концентрации внимания

- Ухудшение памяти

- Поверхностное восприятие информации

-2

Международные исследования: цифровая среда и мозг

Для более глубокого изучения вопроса была собрана международная группа ученых из Гарвардского, Оксфордского, Манчестерского и Сиднейского университетов. Их исследования подтвердили, что:

1. Мозг меняется под воздействием цифровых технологий.

В юном возрасте (до 20 лет) нейропластичность мозга особенно высока, но для его развития необходима реальная когнитивная нагрузка (анализ, размышление, решение задач).

Цифровая среда, напротив, приучает к многозадачности и поверхностному восприятию, что тормозит развитие нейронных связей.

2. Гиперссылки, уведомления и реклама создают «информационный шум», мешая глубокой концентрации.

Вместо герменевтического круга (глубокого анализа текста) студенты привыкают к клиповому мышлению.

3. Снижение способности к самостоятельной работе.

Многие студенты испытывают трудности с пониманием сложных текстов и написанием эссе, так как привыкли к быстрому поиску готовых ответов.

-3

Как минимизировать негативное влияние?

Цифровые технологии — неотъемлемая часть современного образования, но их использование должно быть осознанным:

✅ Дозированное использование гаджетов (например, метод Pomodoro)

Метод Pomodoro- техника управления временем, котрая предполагает разделение рабочего времени на короткие интервалы ("помидоры") с перерывами. Разработал итальянский студент Франческо Чирилло в конце 1980-х. Название связано с тем, что для экспериментов Чирилло использовал кухонный таймер в форме помидора.

✅ Развитие критического мышления (анализ источников, а не слепое доверие Википедии)

✅ Практика глубокого чтения (без постоянного переключения между вкладками)

✅ Совмещение цифрового и реального обучения (обсуждения, эксперименты, письменные конспекты)

Цифровые технологии — мощный инструмент, но их влияние на когнитивные способности зависит от того, как мы их используем. Главная задача образования — не запретить гаджеты, а научить студентов мыслить глубоко и независимо от алгоритмов.