Найти в Дзене
Уникальная Россия

Открываем Подмосковье: икона одного из самых необычных святых в Егорьевском музее

В Историко-художественном музее подмосковного города Егорьевска (к слову, одного из старейших музеев Подмосковья. Он был основан ещё в 1911 году стараниями текстильного фабриканта Михаила Бардыгина) среди различных ценных экспонатов есть очень необычный. Это икона 17 века, на которой изображён святой... с собачьей головой. Нет, это не плод фантазии какого-нибудь иконописца, а старинное традиционное изображение святого мученика Христофора Ликийского, жившего в 3 веке и почитаемого как в католических, так и в православных странах. В России такое изображение святого Христофора официально запретили в 18 веке, признав не каноническим и уничтожив (или исправив) многие иконы и фрески. От этого образ Христофора-псеглавца ныне редкий, но всё же иногда встречающийся. Старообрядцы же почитают Христофора в таком виде до сих пор. Есть несколько версий и жития святого, и объяснения такого странного казалось бы изображения. 1. "С ГОЛОВОЙ ПСА" - ЗНАЧИТ "НЕПОНЯТНЫЙ ЧУЖЕСТРАНЕЦ", "НЕ КАК МЫ", "ИНО

В Историко-художественном музее подмосковного города Егорьевска (к слову, одного из старейших музеев Подмосковья. Он был основан ещё в 1911 году стараниями текстильного фабриканта Михаила Бардыгина) среди различных ценных экспонатов есть очень необычный. Это икона 17 века, на которой изображён святой... с собачьей головой.

Нет, это не плод фантазии какого-нибудь иконописца, а старинное традиционное изображение святого мученика Христофора Ликийского, жившего в 3 веке и почитаемого как в католических, так и в православных странах.

Икона святого Христофора 17 века в Историко-художественном музее города Егорьевска. Московская область. Фото автора статьи
Икона святого Христофора 17 века в Историко-художественном музее города Егорьевска. Московская область. Фото автора статьи
В России такое изображение святого Христофора официально запретили в 18 веке, признав не каноническим и уничтожив (или исправив) многие иконы и фрески.
От этого образ Христофора-псеглавца ныне редкий, но всё же иногда встречающийся. Старообрядцы же почитают Христофора в таком виде до сих пор.

Есть несколько версий и жития святого, и объяснения такого странного казалось бы изображения.

1. "С ГОЛОВОЙ ПСА" - ЗНАЧИТ "НЕПОНЯТНЫЙ ЧУЖЕСТРАНЕЦ", "НЕ КАК МЫ", "ИНОЙ".

По одной из версий будущий святой происходил из берберского народа и изначально жил в Северной Африке. Там его звали Репрев ("отверженный", "осуждённый"). Во время боя его взяли в плен римляне и позже он служил в римской армии.

Икона святого Христофора 17 века в Историко-художественном музее города Егорьевска. Московская область. Фото автора статьи
Икона святого Христофора 17 века в Историко-художественном музее города Егорьевска. Московская область. Фото автора статьи

Репрев был большого роста и свиреп. Поскольку традиционно в те годы в Риме из-за недостатка сведений о "нецивилизованных" народах и отличий их по внешности и в традициях от европейцев, считалось, что в его родной Северной Африке живут "люди с пёсьими головами" (псоглавцы или кинокефалы - зооморфные персонажи с телом человека и головой собаки (гиены, волка, шакала), встречающиеся в культурах разных народов), то со временем так стали изображать и самого Христофора. Изначально "люди с пёсьими головами" могло быть образным выражением про чужестранцев ("не такие, как мы"), а позже могло стать "буквальным описанием".

Христофором (буквально "несущий Христа") его стали звать после крещения. Репрев уверовал во Христа, крестился и проповедовал христианство среди язычников, но однажды был задержан римским императором и после неудачных уговоров отречься от своей веры казнён.

Русское лубочное изображение святого Христофора. Фото из сети
Русское лубочное изображение святого Христофора. Фото из сети

2. ОЧЕНЬ СКРОМНЫЙ КРАСАВЕЦ, ИЗБЕГАВШИЙ СОБЛАЗНОВ.

По другой версии изначально святой Христофор был очень красивым юношей. Однако мирская красота ему была не нужна и чужда, поскольку он стремился к совершенству духовному. Чтобы избежать многих соблазнов и знаков внимания от девушек, он сам попросил Бога обезобразить свою внешность.

3. "С ГОЛОВОЙ ПСА" - ЭТО СИМВОЛИЧЕСКИ, А ВОСПРИНЯЛИ БУКВАЛЬНО.

Наконец, третья гипотеза утверждает, что образ святого как ужасного человека с собачьей головой нужно понимать символически - это напоминание о его свирепости и грубости во время пребывания в язычестве.

Также прозвище "звероподобный" как намёк на ужасающую внешность или некие дефекты могло быть воспринято буквально или намекать на "собачью", т.е. очень сильную верность служению христианству.

Икона святого Христофора 17 века в Историко-художественном музее города Егорьевска. Московская область. Фото автора статьи
Икона святого Христофора 17 века в Историко-художественном музее города Егорьевска. Московская область. Фото автора статьи

Впрочем такой необычный облик святого Христофора больше характерен для восточного христианства, в традиции которого он мог попасть ещё под влиянием преданий, языческих легенд и мифологических персонажей древних народов Африки и Азии (в частности копты могли перенять некие древнеегипетские черты изображения богов).

"А КАК НА ЗАПАДЕ"?

В западной же традиции святой Христофор часто изображался (и изображается до сих пор) крепким высоким человеком, стоящим в реке с мальчиком на плече. После запрета псеглавца этот образ святого стал "официальным" и на Руси.

Ханс Бальдунг "Святой Христофор". Фото из сети
Ханс Бальдунг "Святой Христофор". Фото из сети

Это исходит от легенды, что Христофор был огромного роста и помогал людям, перевозя их на своей большой спине через бурную реку. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки ребёнок стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - сам Христос, а тяжёл от того, что несёт с собой все тяготы мира. Христос крестил великана в реке, дав ему новое имя - Христофор, то есть "несущий Христа".

МОЩИ.

У западного и восточного христианства нет единства и по поводу мощей святого Христофора. Про его могилу тоже нет никаких сведений.

Есть письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который, находясь в Москве во второй половине 17 века, участвовал в чине омовения мощей. Среди реликвий Благовещенского собора Московского Кремля он описал и пёсью голову святого Христофора:

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <...> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

Согласно католическому преданию, голова святого изначально хранилась в Константинополе, но затем была перевезена на остров Раб в Хорватию. Сегодня ларец с черепом святого Христофора хранится в музее сакрального искусства в церкви святой Юстины хорватского города Раба.

Икона святого Христофора. Фото из сети
Икона святого Христофора. Фото из сети

ЗАПРЕТ.

В России в 1722 году Святейший синод запретил иконы Христофора "с песьею главою" вместе с некоторыми другими "спорными" иконографическими сюжетами как "противные естеству, истории и самой истине". Однако Правительствующий сенат то решение Синода не одобрил, сославшись на то, что эти изображения уже много лет пользуются народным почитанием.

Как бы то ни было, многие изображения святого Христофора были всё же уничтожены. В отдельных случаях иконы Христофора исправляли - собачью голову заменяли на человеческий облик. Образ с пёсьей головой признали не каноническим, а официальным стало изображение святого с Богомладенцем на плече. Полностью почитание Христофора-кинокефала сохранили старообрядцы.

Сегодня изображения Христофора довольно редки, хотя Собор 1971 года отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. По идее под это решение попадает и изображение с пёсьей головою, но почему его сейчас не особо тиражируют, я не знаю.

ГДЕ УВИДЕТЬ СЕГОДНЯ.

В Свияжске (Татарстан) на фреске Успенского монастыря Христофор изображён с головой лошади.

Фреска с изображением святого Христофора в Успенском монастыре Свияжска. Фото из сети
Фреска с изображением святого Христофора в Успенском монастыре Свияжска. Фото из сети

Есть фреска с изображением святого в Макарьевском монастыре в Нижегородской области, а также в Спасском монастыре Ярославля, Никольской церкви посёлка Ныроб Пермского края.

Иконы Христофора, кроме Егорьевского музея, есть в художественном музее города Череповца, в Ростове, в Перми, в Вологде. Есть такие иконы в Архангельском соборе Московского кремля и в Третьяковской галерее.

В православии день мученика Христофора отмечается 9 (22) мая, в католичестве - 25 июля. Среди католиков Христофор до сих пор любим и популярен. Его почитают путешественники, моряки, паромщики.

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. При желании автора всегда можно поддержать донатом - кнопка на главной странице канала.

Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!