Если мы «просим», а на отказ обижаемся, то это была не просьба, а завуалированное требование, то есть манипуляция.
Просьба состоятельна, если выполнены следующие условия:
1. Мы её озвучили вслух.
Если мы ждём, что партнёр сам догадается, то это не просьба, а скрытое требование.
2. Партнёр может для нас это сделать.
Если мы просим то, чего партнёр не может (или чего у него нет), мы это не получим в любом случае.
3. Партнёр хочет для нас это сделать.
Если у него нет такого желания, то просьба несостоятельна.
Просьбу необходимо отличать от требования для того, чтобы распознавать манипуляции – свои и чужие.
Просьбу можно отклонить, а значит, порой мы будем получать отказы.
При просьбе мы попадаем в уязвимую позицию из-за того, что можем столкнуться с отказом.
Поэтому просить нам бывает очень тяжело.
Пережить отказ и не почувствовать себя жертвой, не разозлиться на партнера, не обидеться на него — довольно сложно.
Чаще всего мы заранее готовим оборону при общении даже с близкими людьми.
Но без открытости, без уязвимости не возможна настоящая близость, которая нам всем жизненно необходима.
Любая просьба подразумевает возможность отказа.
Если отказ неприемлем, то это уже не просьба. Это либо требование, либо, еще в более жесткой форме, приказ.
Если в результате отказа возникает конфликт, обиды, ссоры, то это не просьба, это требование.
И если вы понимаете, что ваша просьба на самом деле — требование, то понимание того, что происходит, это уже большой шаг к тому, чтобы избегать ненужных конфликтов и вывести взаимоотношения на новый уровень.
Иногда человек требует, но преподносит свое требование, как просьбу. Это способ манипулирования.
Я тебя прошу, но отказ не приемлю. Такую манипуляцию собеседник чувствует и понимает. И ему это неприятно.
Открытость, честность в отношениях ведет к близости, где нет места манипуляциям и обманам.
Если вы признаете, что требуете что-то от другого, то тут надо посмотреть на уровень ваших взаимоотношений.
Иногда требование вполне оправдано, а иногда нет.
Требовать может, тот, кто наделен определенной властью. Например, начальник и подчиненный, командир и солдат.
Человек будет подчиняться вашим требованиям тогда, когда он признает вашу власть, а себя в роли подчиненного.
Когда сотрудник ГИБДД просит водителя предъявить документы, все понимают что в данном случае просьба - это знак вежливости, а на самом деле это требование.
И когда человек, наделенный властью выдает свое требование, а другой не подчиняется, то за этим следуют определенные санкции.
И вот тут важно понимать — когда я требую что-то от человека, равного мне, то, что я буду делать, если он не захочет мне подчиниться?
Иногда я могу что-то требовать и человек сам рад это для меня сделать и он с удовольствием это делает.
А если не делает, тогда что?
Начинаются различные манипуляции, обиды, конфликты, раздоры. Иногда доходит до драки.
Для того, чтобы не попадать в патовую ситуацию, надо пересмотреть свой способ взаимодействия с окружающими. И сделать его более эффективным — не выдвигать требования, а научиться договариваться, прояснять ситуацию и обсуждать то, что сейчас происходит между вами.