Недавно я уже показывала вам свои молочники, но сегодня хочу, чтобы вы взглянули на особенный экземпляр.
Это тот редкий случай, когда вещь из частной коллекции легко могла бы стоять под музейным стеклом.
Этот молочник был создан на фабрике братьев Корниловых в Санкт-Петербурге в самом начале XX века, по эскизам Ивана Андреевича Гальнбека — художника, архитектора, коллекционера и одного из ярчайших представителей русского ар-нуво.
Уже с первого взгляда становится понятно: перед нами — вещь исключительная.
Обратите внимание на ручку — она выполнена в форме головы лошади и представляет собой миниатюрную скульптуру.
Плавные линии, движение — кажется, что фигура вот-вот оживёт. Автору удалось соединить эстетику природы и символизм в одном изящном жесте.
Носик тоже необычен. Это ещё одна стилизованная лошадиная голова, перекликающаяся с ручкой и завершающая общую композицию.
Всё здесь подчинено идее ожившего фарфора, как это было принято в лучших образцах модерна, где предметы быта превращались в произведения искусства.
Форма молочника округлая, текучая, лишённая жёстких границ. Он не расписан — только белый фарфор, тени, свет и пластика. Возможно, его не успели отдать в роспись и это даже хорошо: так ничто не отвлекает от главного — формы.
Такие предметы — большая редкость. Работы, выполненные по эскизам Гальнбека, встречаются крайне редко, даже в музейных коллекциях.
А когда-то подобные вещи стояли в столовых петербургских особняков. Сегодня — это настоящие раритеты, объединяющие в себе дизайн, искусство и историю.
Немного о художнике. Кто такой Иван Андреевич Гальнбек?
Его имя хорошо известно знатокам декоративно-прикладного искусства России конца XIX — начала XX века.
И.А. Гальнбек — художник и дизайнер эстонского происхождения, получивший образование в России, а затем много лет проработавший в Училище технического рисования барона фон Штиглица на должности старшего библиотекаря.
Благодаря его кропотливой работе и страсти к системности, библиотека при Училище стала одним из самых богатых книжных собраний в России, посвящённых ремёслам и художественной промышленности.
Он собирал книги, выстраивая целую систему: каталогизировал, осмыслял, создавал фундамент для будущих исследований.
Был фанатичным собирателем русской материальной культуры: дерево, металл, кружево, фарфор — всё это становилось частью его личной коллекции.
Сегодня большая часть его коллекции хранится в Эрмитаже, в отделе истории русской культуры.
А ещё он был превосходным рисовальщиком, архитектором. скульптором, как говорится, талантливый человек талантлив во всём.
Предметы быта по его авторским формам для фарфора, созданные для фабрики братьев Корниловых, до сих пор вызывают восхищение.
Они ни на что не похожи, с фантастическими ручками в виде лошадиных голов, медведей, плетёных рельефов, необычных геометрических решений.
Без его гениальных идей не было бы и легендарного «корниловского фарфора».
В его работах чувствуется сразу несколько пластов влияний: явные отголоски японского искусства (в духе увлечения Востоком), мотивы, вдохновленные поисками Николая Рериха, особенно в обращении к архаике и «корням» русской культуры.
Также можно увидеть тонкие отсылки на роскошные дворцовые сервизы эпохи историзма, с их замысловатыми узорами в духе Федора Солнцева, ещё одного мастера, воспевавшего русский стиль.
Глядя на предметы, созданные по эскизам И. А. Гальнбека, испытываешь бурю эмоций: видишь авангардную форму в сочетании с очень «русским» декором. Это посуда, от которой невозможно оторвать взгляд.
А сохранилось таких предметов крайне мало. Каждый из них желанен не только для коллекционера русского фарфора, но и для любого крупного музея — как в России, так и за её пределами.
Еще несколько статей про молочники:
Если вам интересно следить за подобными находками, подписывайтесь на мой канал. Я — Ирина, коллекционер и автор проекта о жизни вещей с историей: от дореволюционного фарфора до забытых советских табличек.
Рассказываю, как вещи из прошлого становятся частью настоящего — и как в них можно увидеть красоту, которую не найдёшь в современных магазинах.
Если вы хотите поддержать мои исследования, поиски и работу по сохранению предметов — буду благодарна за донаты.
Именно благодаря вашей поддержке я могу продолжать находить, изучать, фотографировать и делиться историями об этих сокровищах.