2092 год. Благодаря технологии обновления клеток человечество стало бессмертным. Последний смертный человек - 118-летний старик по имени Немо Никто. Пока весь мир наблюдает в формате телешоу за последними днями Немо, он вспоминает свою жизнь... Или же те жизни, которые мог бы прожить, сделай он иной выбор....
Жемчужины кинематографа от бельгийского режиссёра Жако ван Дормеля так и остались бы где-то глубоко в обширной коллекции малоизвестного европейского кино. Но в 2009 он выпустил международный проект, который в год премьеры считался едва ли не самым интеллектуальным фильмом года. Вот тогда-то многие и открыли для себя такие замечательные фильмы ван Дормеля как «Тото-герой» и «День восьмой». Уже после знакомства с ними понимаешь, что многие характерные особенности «Господина Никто» на самом деле были созданы уже твёрдой рукой, сформировавшей свой собственный оригинальный авторский почерк, даже не смотря на то, что снимает режиссёр редко (но метко).
Более того - «Господин Никто» можно сказать являет собой концептуальное продолжение картины «Тото-герой». В дебютном полнометражном фильме ван Дормель рассуждал о жизненном сценарии как неотвратимой судьбе, которую тем не менее определяют не столько обстоятельства, сколько выбор человека. В своей третьей работе постановщик идёт дальше, рассматривая уже то, как выбор определяется обстоятельствами.
Широко известен факт, что ван Дормель появился на этом свете не без труда, поскольку испытал при родах гипоксию из-за того, что чуть не был задушен пуповиной. Он мог умереть или стать слабоумным. Это определило отношение режиссёра к жизни. Которое считывается в каждом его фильме. Жизнь в любой форме, даже с ограниченными возможностями здоровья - дар. И к смерти у ван Дормеля такое же отношение - он не воспринимает её как трагедию. Вообще так сходу и не назовёшь, кто ещё из режиссёров способен показывать смерть на экране таким смешным образом, как Жако ван Дормель.
Первая версия сюжета «Господин Никто» появилась ещё в 1982 году, когда ван Дормель, работая клоуном, снимал короткометражные фильмы чисто для души. И в короткометражке «È pericoloso sporgersi» он представил сцену, как ребёнок разрывается между между родителями на вокзале. Через 25 лет именно эта сцена станет основным двигателем сюжета в третьем фильме режиссёра. Когда автор вернулся к этой идее позже, он пошёл ещё дальше в развитии концепции. Поскольку в 90-ые как раз вышли «Осторожно! Двери закрываются» и «Беги, Лола, беги», в которых тоже представлялись два варианта развития жизни персонажей в зависимости от одного обстоятельства. Ван Дормель же хотел большего, нежели два пути.
Постановщика можно немного упрекнуть за то, что его вариативность не всегда вносит что-то важное в сюжет. Особенно в этом можно убедиться при ознакомлении с режиссёрской версией - вот уж действительно случай, когда вырезанные сцены действительно ничего не добавляли в сюжет поверх основного смысла. Это, своего рода, разжёвывание. Аналогичные претензии можно поставить и к порой чрезмерной стилизации лабиринта фантазий и снов Немо, в котором он в самом буквальном смысле запутывается в собственных жизнях.
Возможно потому многие в год премьеры нашли «Господина Никто» картиной переусложнённой и даже перегруженной сюжетными линиями. Хотя в сути он не сложнее «Помни» Кристофера Нолана. Оба фильма кажутся даже слишком простыми при повторном ознакомлении, вся сложность восприятия создаётся только ввиду витиеватой повествовательной структуры. Конечно, тут можно понять ван Дормеля - он хотел избежать некоторой «художественной ограниченности», отчего и показывал всевозможные вероятные вариации жизни Немо, которые могут показаться для зрителя совсем не обязательными.
Режиссёр транслирует зрителю своё отношение к идее превратности судьбы. Большинство людей привыкло делить мир на чёрное и белое, плохое и хорошее, воспринимать расклад жизни через субъективную оценку. Как часто вы слышали: «Не повезло»? А как у нас обожают эту глупую фразу: «Не мы такие - жизнь такая». Жако ван Дормель предлагает иной взгляд, в котором ощущается и христианское смирение, и философский взгляд на жизнь не как на череду проблем, а как на комбинацию из различных ситуаций, который могут привести к совершенно неожиданным последствиям.
Не случайно, что хаотичной жизни Немо автор противопоставляет стерильный мир будущего, в котором обесценились и утратили значение все те вещи, которые ценными делала именно бренность. Торжество науки будто обесцветило этот мир, лишив его всего того, что делало нашу жизнь яркой раньше. Неудивительно, что некоторые рецензенты шутили, что жизни Немо могли бы показать нам пути развития человечества, а в реальности - просто чувак никак не может выбрать тян.
В кульминации же всё увиденное внезапно ставит перед зрителем иной вопрос. Сперва нерешительность героя определяется исключительно его страхом перед возможными последствиями. А если бы мы всё-таки знали наперёд? Неспроста же в сцене рождения Немо режиссёр вспоминает о платоновском мифе, согласно которому человек с момента рождения «вспоминает» жизнь. Стоит отметить - в первых же эпизодах воспоминаний нам показывают, что любая из жизней Немо рано или поздно оканчивалась смертью. И любая из выбранных им женщин в моменте делала его счастливым - достаточно взглянуть на монтаж сцены свадеб.
Что же их объединяет? Вероятно то, что ни одну из них автор не показывает как «правильную» или «идеальную». В каждой из них было место и горю и радости. В каждой из них были обстоятельства, с которыми ничего нельзя было поделать. Как тут не вспомнить вопрос, который ставил Ницше - что если бы вам пришлось прожить жизнь заново, зная наперёд все ваши поступки и не имея возможности их изменить? Ещё раз вспоминаем будущее, в котором технологии позволили даже взять под контроль саму смерть.
Древняя притча гласит, что раньше люди знали дату своей смерти. А потому чем ближе к ней были, тем меньше жили своей обычной жизнью, пуская всё на самотёк. Интерес утрачивался. Так вот по мнению режиссёра, как раз интересно в первую очередь быть живым, а не знать, что там впереди. Не случайно, что самым несчастным Немо в своей жизни стал в той версии, где тщательно распланировал всё своё будущее.
И в действительности это кино в большей степени трогает сердце в моменты, которые особо выделяются из остального повествования. Например, как эпизод встречи Анны и Немо на вокзале, когда они словно замирают в этом мгновении счастья, в то время как остальной мир бежит своим чередом. Щемящая музыка Пьера ван Дормеля особо точно схватывает хрупкость этого момента. В такие моменты хочется забыть о всех наработках современной психологии, которая бы раскритиковала эти разрушительные отношения. Хочется просто забыть об этом и верить в любовь.
Очень большая заслуга здесь лежит на плечах молодых исполнителей Тони Регбо и очаровательной Джуно Темпл. Джаред Лето особо хорош в сценах, где играет постаревшего Немо. Даже будучи спрятанным под толстым слоем грима, он очень точен в мимике, а особенно - во взгляде. Когда он говорит «We fell in love», в его глазах столько всего - и горечь сожаления о том, что этого уже не вернуть; и теплота, которую вызывают эти воспоминания; и та едва заметная искра, которая позволяет увидеть, как человек буквально на секунду будто снова пережил те мгновения счастья.
Это кино действительно стоит посмотреть, если вы часто сетуете на провидение, если повседневность стала угнетать, и самое главное - если вы соскучились по чистым и искренним чувствам. Глядя на то, как отношения между мужчинами и женщинами претерпевают доселе невиданные метаморфозы на почве материализма, а так же с подачи различных «экспертов» и «психологов», есть все шансы, что это кино станет пророческим. Это пока 2092 ещё далеко, но мы так же не были уверены, что доживём до того момента, когда восстанут машины из пепла ядерного огня. «Господин Никто» в таком случае станет не только пророческим относительно стерилизации чувств в будущем, но и памятником их существования в нашем прошлом - таком хаотичном, но таком увлекательном.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!