Найти в Дзене
История в историях

Тюркские и монгольские племена, находившиеся на крайне низкой ступени развития, не могли создать «великой монгольской империи»

Михаил Леонидович Томилин г. Клин Какие документы после себя оставила великая Монгольская империя? Котков Кирилл Анатольевич - востоковед, писатель, переводчик, руководитель «Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге» пишет: «Такая великая империя, как Монгольская, по идее, должна была оставить после себя немало документов. Поскольку центром этой империи, как считают историки, была территория современной Монголии, логично предположить, что именно там и должны были лучше всего сохраниться указы и грамоты монгольских ханов, дипломатическая переписка, летописи и т.д. Но, как говорится, увы и ах – никаких соответствующих документов в Монголии не сохранилось! Как уже неоднократно говорилось, монголы узнали свою историю исключительно из иностранных источников.» («Ярлыки и письма монгольских ханов – правда и вымыслы» https://new.chronologia.org/volume19/kotkov_labels.php) Котков К.А. обращает внимание на то, что: «Как ни странно, те немногие хозяйственные документы на монголь
Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Какие документы после себя оставила великая Монгольская империя?

Котков Кирилл Анатольевич - востоковед, писатель, переводчик, руководитель «Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге» пишет: «Такая великая империя, как Монгольская, по идее, должна была оставить после себя немало документов. Поскольку центром этой империи, как считают историки, была территория современной Монголии, логично предположить, что именно там и должны были лучше всего сохраниться указы и грамоты монгольских ханов, дипломатическая переписка, летописи и т.д.

Но, как говорится, увы и ах – никаких соответствующих документов в Монголии не сохранилось! Как уже неоднократно говорилось, монголы узнали свою историю исключительно из иностранных источников.» («Ярлыки и письма монгольских ханов – правда и вымыслы» https://new.chronologia.org/volume19/kotkov_labels.php)

Котков К.А. обращает внимание на то, что: «Как ни странно, те немногие хозяйственные документы на монгольском языке, которые существуют, были обнаружены почти исключительно в Европе, и довольно поздно, не ранее начала XIX в., когда усилиями именно европейских историков был окончательно сформирован миф о существовании XIII–XIV вв. в самой глубине азиатских степей и пустынь огромного кочевого государства.

К соответствующим документам относятся: письмо персидского хана Ульджейту/Ольджайту французскому королю Филиппу IV якобы 1305 г., найденное в государственном архиве Франции и опубликованное в 1824 г., письмо с печатью Гуюк-хана (якобы 1246–1248 гг.) римскому папе Иннокентию IV (1243–1254 гг.), впервые обнаруженное в архивах Ватикана в 1920 г., верительная грамота персидского ильхана Абага 1276 г. или 1279 г., обнаруженная в архивах Ватикана в 1921 г., письмо персидского Газан-хана римскому папе Бонифацию VIII, найденное в тех же архивах в 1921 г.» ….

Поражает великолепная сохранность документов – чёткий шрифт, такие же чёткие печати, и это за шесть веков! Неужели за 600 с лишним лет бумага не истлела?! И наконец, где на этих документах средства защиты от подделок? Одной печати мало, поскольку именно её легче всего подделать. Уже в Средние века государственные акты, грамоты и письма во избежание подделки сопровождались водяными знаками на бумаге, сложным рисунком подписи, сложным узором картуша – рамки, обрамляющей содержание документа. Если взглянуть на подлинные русские, европейские, османские, персидские, и другие документы XVII–XIX вв., то на них всё это есть. А на письмах ильханов папе римскому и французскому королю ничего этого нет – простенький шрифт, неотличимый от старомонгольского шрифта XVII–XX вв. (неужели за несколько веков почерк не претерпел изменений, если сравнить с русским или европейскими почерками, то в соответствующих случаях изменения налицо), такая же простая печать, причем на письме хана Гуюка почему-то с китайскими иероглифами.» («Ярлыки и письма монгольских ханов – правда и вымыслы» https://new.chronologia.org/volume19/kotkov_labels.php)

Котков К.А обращает наше внимание на то, что: «Все указанные документы происходят якобы с территории Ирана, а вовсе не из Монголии.»

Официальной историей признается, что во второй половине XIII в. монголы завоевали Иран и создали там государство Ильханидов (1261–1355 гг.), - здесь прослеживается явная параллель с Монгольским нашествием на Русь, в 1237—1241 годах и ее завоеванием!!! Котков К.А пишет: «Если это так, то, соответственно, в Иране должно было сохраниться большое число документов соответствующей династии. Но их нет – все почему-то оказались в Ватикане и во Франции! Более того, нет никаких следов того, что указанное государство вообще существовало где-либо, кроме как на бумаге. Где монгольские мотивы в персидской архитектуре, монгольские заимствования в персидском языке, где наконец монгольские захоронения и генетические следы пребывания монголов в стране? Ничего этого нет ...»

А на Руси - где монгольские заимствования в русском языке, где наконец монгольские захоронения и генетические следы пребывания монголов в стране?

О ярлыках Котков К.А. отмечает: «Отдельно стоит рассмотреть золотоордынские ярлыки, выданные русским митрополитам. Всего таких ярлыков насчитывается семь штук, написаны они на русском языке и дошли они до нас в поздних копиях. Учёные умозрительно предполагают, что копии относятся к XV в. Впервые они были опубликованы издателем Н.И. Новиковым в 1787 г., причём последний не указал, где и при каких обстоятельствах он их обнаружил. Некоторые авторы современники, например, Н.М. Карамзин, считали ярлыки подделками. Содержание ярлыков примерно одинаковое: описываются различные права и привилегии, дарованные русскому духовенству. Итак, копии… списки…, обстоятельства нахождения списков неизвестны. А где же всё-таки оригиналы?» («Ярлыки и письма монгольских ханов – правда и вымыслы» https://new.chronologia.org/volume19/kotkov_labels.php)

В 2025 году вышла интересная книга Коткова Кирилла Анатольевича «Ордынский капкан. Правда о кочевниках, которую скрывают», в которой он, как востоковед и знаток языков (знает 8 языков) развенчивает мифы о «великой империи монголов».

Проанализировав географию, климат и рельеф местности он пишет: «Вследствие очень большой протяжённости, отсутствия транспортной связности, преобладания скудных засушливых пустынных ландшафтов, Внутренняя Азия представляет собой географическую ловушку, в которой оказались населяющие её народы. Неудивительно, что к началу ХХ в. все кочевые народы Внутренней Азии находились на стадии родоплеменного строя и ни у одного из них не было государства. Последнее были попросту невозможно создать в условиях кочевого быта, когда люди вынуждены постоянно перемещаться вслед за своим основным богатством — скотом, в поисках новых пастбищ и источников воды. Не имея возможности создать производственную базу, невозможную при кочевом образе жизни, кочевники были вынуждены покупать нужные им средства производства, вплоть до котлов для варки пищи и/или ножей у более развитых оседлых соседей. Единственным собственным производством у кочевников были продукты животноводства (кожи, шкуры, одежда домашней выделки, молочные и мясные продукты), а также трофеи охотничьего промысла и сделанные из них вещи, однако у оседлых жителей они находили очень ограниченный спрос.

Какое-либо стационарное производство (например, кузнечное дело, изготовление оружия) отсутствовало как таковое. Кроме транспортной связности региона для возникновения государственности важна ещё одна предпосылка, а именно относительно высокая плотность населения. Увы, население Внутренней Азии всегда было незначительным. Это следствие сурового климата, низкого уровня гигиены кочевников, а также того факта, что кочевое скотоводство не способствует увеличению населения из-за отсутствия необходимости в применении большого количества рабочей силы. В первой половине ХХ в. потребовались огромные усилия советских врачей, включая пропаганду элементарных правил гигиены, чтобы излечить кочевое население Внутренней Азии от множества болезней, большая часть которых была к тому времени мало известна представителям оседлого населения. Даже в наше время туберкулёз, трахома, бытовой сифилис чрезвычайно распространены среди монголов и тибетцев. И сегодня эпидемиологическая обстановка в той же Монголии далека от идеальной — периодически вспыхивают эпидемии чумы, оспы, а также эпизоотии среди скота. Из-за того, что кочевники практически не употребляют в пищу овощей, у них острый недостаток витамина А, и, как следствие этого, распространён туберкулёз. В прошлом кочевников регулярно косили эпидемии чумы и чёрной оспы, а где-то раз в 6–7 лет случалось не менее страшное бедствие — джут, т.е. повальный голод, вызванный падежом скота из-за сильного снегопада. Дело в том, что в условиях холодной малоснежной зимы, характерной для киргизских и монгольских степей, кочевники никогда не утруждали себя заготовкой сена на зиму, отпуская скот на тебенёвку, т.е. простое добывание сухой травы из-под тонкого слоя снега. Если случался снегопад, то скот не мог «копытить» траву, быстро тощал и погибал (Котков К. А. «Ордынский капкан. Правда о кочевниках, которую скрывают»)

К.А. Котков делает вывод: «Подведём итоги. За последние 300–350 лет относительно хорошо документированной истории в степной части Внутренней Азии проживали в основном тюркские и монгольские племена, находившиеся на крайне низкой ступени развития. Ни одно из этих племён не имело собственной государственности вследствие низкой численности населения, кочевого быта и отсутствия транспортной связности региона. Своей письменности у подавляющего большинства кочевых народов не было, а соответственно не существовало и возможности накопления сведений о своём прошлом, за исключением устного народного творчества. Ни одно из этих племён не создало никакой оригинальной культуры, напротив, всему и вся кочевники были обязаны влияниям извне.» (Котков К. А. «Ордынский капкан. Правда о кочевниках, которую скрывают»)