Много-много веков назад, задолго до появления шумерских зиккуратов, египетских пирамид и до того, как Ладожское озеро поднялось на 12 метров, образовав реку Неву, на гранитных берегах другого большого озера, называемое Онежским, древние жители каменного века: корела, чудь и весь создали загадочные писаницы с наскальными изображениями — петроглифами. Произошло это лет так 6000-7000 назад, ледник уже отступил с северных земель, стало возможным их заселение.
Восточный берег Онежского озера на протяжении 21 км изрисован такими древними посланиями. Всего их найдено 1227 единиц, расположены на 15 мысах и 6 островах. Едем изучать эти места: Бесов Нос и Пери Нос.
Путь предстоит не близкий, из Петрозаводска сейчас только сухопутным способом вокруг озера до древнего города Пудож (350 км) и, повернув за рекой Водлой направо, еще 35 км до поселка Шальский. Есть еще варианты, как добраться до петроглифов, из другого населенного пункта, но это уже в следующий раз.
Поселок Шальский, расположенный в устье реки Водлы, в Обводной книге Юрьевского монастыря впервые упоминается в 1391 как центр рыботорговли. Отсюда начинался путь по рекам и волоком на Белое море. В 15 веке здесь появился Спасский монастырь, который был разграблен литовско-польскими лиходеями в Смутное время конца 16 века. Сейчас в поселке проживает 1500 человек.
Протяженность реки Водлы 149 км. Свое начало она берет в Архангельской области, недалеко от Плесецка, впадает в Онего. В низовьях вполне судоходна, в советское время сюда захаживали "Кометы", быстроходные корабли на подводных крыльях.
Река пополняет свои воды за счет атмосферных осадков. Водла – полноводна, обладает одним из самых крупных в Карелии водосборных бассейнов. Люди, живущие по берегам этой артерии, как правило, имеют катер или лодку. Всегда можно договориться с кем-нибудь из местных, чтобы прокатиться по реке или до петроглифов.
Наш капитан, с которым мы заранее обсудили путешествие, звался Александром.
Мы садились на левом берегу Водлы, а ниже по течению на правом берегу видны портовые краны. Местечко называется Стеклянное. В конце 18 века здесь было построено три стеклянных завода. Один из них принадлежал местным купцам И. Долгому и А. Мартьянову. На берегу озера завод назывался - Казачья Кара. И третий был собственностью петербургского купца Тимофея Козлова.
Производственный процесс стекла можно было организовать только в течение ограниченного времени. Одна только просушка стеклянных изделий (бутылки и банки) в калильных печах занимала более двух суток. Всё это время печи непрерывно топились. Кроме сырья для заводов много требовалось дров и древесного угля. Готовая продукция доставлялась кораблями в столицу империи. Постепенно технология устарела и заводы закрылись.
На их месте появились лесопильные предприятия, которые существуют до сих пор.
Когда выбираешь способ передвижения до берегов с наскальными рисунками, надо смотреть на погоду - сильный ветер может стать помехой для переезда по открытому озеру, суровое оно у нас на севере. В нашем случае, когда мы ехали в ту сторону, то был штиль, обратно же поднялся небольшой ветер, который внес некоторый элемент беспокойства в наши души. Озеро-то ведь огромное, 10 тысяч квадратных километров его площадь, волны разгоняются на такой поверхности нешуточные.
Воды Водлы впадают в озеро спокойно и величаво, не распадаясь на рукава, образуя воронкообразный эстуарий. На горизонте видна группа Шальских островов, один из которых печально знаменит. Это остров Большой Голец.
Остров Большой Голец небольшой – около полутора километров в длину и меньше половины километра в ширину. Сложен древними серыми и розовато-серыми гранитами, которым более 2500 миллионов лет. Эти граниты и привлекли в первое десятилетие советской власти тогдашних хозяев жизни: стране для помпезного строительства нужен был природный камень.
В период массового раскулачивания зажиточных (читаем, трудолюбивых) крестьян в 1929-32 годы, на островные каменоломни были сосланы семьи "кулаков" из Олонецкого района. Именно их силами и были добыты многие кубометры серого с оттенком розового, но дорогого камня. Знаменитый памятник Ленину, что стоит в центре Петрозаводска, выполнен из гранита с острова Большой Голец.
Небольшое отступление про Ленина. Скульптурная композиция была создана народным художником СССР Манизером (1933 год) из 16 громоздких гранитных валунов, которые оказались настолько тяжелы, что для их перевозки на верфи построили специальное судно. Очередная проблема ждала уже в Петрозаводске. Чтобы дотащить глыбы до площади, гужевой транспорт был не пригоден по определению. Когда нашли трактор, не выдержали полозья саней, на которые погрузили монолиты, они просто задымились от трения. Для реализации задуманного под полозья саней подкладывались двухметровые бревна, которые через каждые пять-десять метров перекладывались перед санями. Эпопея доставки гранита длилась, таким образом, почти полтора года.
Вернемся к нашему путешествию. Катер взял курс на Бесов Нос. Слева - земля, справа безбрежный водный аквариум второго по величине озера Европы.
Показался берег, далеко выдающийся от береговой линии, с маяком - это и есть Бесов Нос. Этимология названия понятна станет позже.
Восточный берег Онежского озера представляет собой послеледниковую равнину, местами на ней имеются выходы сглаженных древних кристаллических пород, перемежающиеся песчаными дюнами.
Первооткрывателем онежской наскальной живописи считается Константин Гревнингк - геолог, минералог и археолог, профессор Тартуского университета. В 1848 году по поручению Академии наук он проводил длительное "геогностическое" исследование берегов Онежского озера. Тогда-то он и наткнулся "на три ранее неизвестные ученым группы картин". Открытые рисунки произвели на профессора большое впечатление, позднее он сюда возвращался неоднократно, сделал описания и прочел доклад на заседании историко-филологического отделения АН.
Далее были многие другие, в том числе советские археологи и этнологи, добиравшиеся в эти места вдоль берега. Мы же вполне цивилизованно швартуем катер и поднимаемся по деревянным ступеням.
Основным магнитом поездки является мыс Бесов Нос, самый выпирающий в озеро - почти на 750 метров. Сейчас территория мыса включена в заказник "Муромский" регионального значения. На их сайте размещена информация, что, дескать, за посещение надо платить. Но нигде нет ни кассира, ни бабушки на входе. По добротным деревянным мосткам идем совершенно свободно.
Мыс служит отличным ориентиром для морских судов, поэтому на нем установлен маяк.
Строительство маяков в нашей стране началось при Петре I, до этого государи не особо вникали в мореходные дела. Первый маяк на Бесовом носу был построен в 1807 и являлся одним из самых старых маяков в России и одним из первых маяков на Онежском озере. Его высота 16 метров, а высота огня над уровнем воды – 27 метров. Маяк обеспечивал видимость сигнала на 8 морских миль (14,8 км). До электрификации это сооружение не дожило, лампа работала на карбиде. Маяк построен из дерева, что отличает его от других маяков, для сооружения которых использовался камень и кирпич.
Над мысом возвышается шапка соснового леса, эстетику окружающего пространства усиливают огромные валуны, покрытые моховым дизайном, и цветущий можжевельник, выстилающий подножный ковер.
Петроглифы Онежского озера датируются 3-4 веком до н.э. Техника определения даты довольно сложная: рассматриваются многие факторы, в том числе колебания уровня воды, климатические изменения, данные от раскопов, что проводились поблизости, манера исполнения рисунков.
К слову, самые старые изображения в России найдены в Башкирии, в Каповой пещере или Шульган-Таш по-башкирски. (У меня есть статья про нее). Археологи считают, что башкирские рисунки (они написаны охрой, не выдолблены) имеют возраст порядка 14000 лет. Онежские занимают 4 место в российской возрастной шкале среди подобных объектов.
Дорожка нас выводит на берег озера, где на "бараньем лбу", так называются здесь гладкие каменные мегалиты, древние люди изображали все, что их окружало: радовало и пугало. Этнографы считают, что Бесов Нос был местом сакральным, где проводили различные культовые мероприятия.
Наскальные изображения обращены к озеру, тянутся по берегу с небольшими перерывами почти на 21 км. Интерпретировать рисунки можно очень широко, как подскажет фантазия и специальные знания этнографа, геолога, археолога.
Фотографировать фигуры эффективней при боковом освещении, на закате. А еще лучше после хорошего дождя, когда гладкий камень уже высохнет, а в углублениях выбивки еще будет оставаться влага.
Бесов Нос можно уподобить первобытному храму, где куполом было солнце, а иконостасом стали гладкие камни гранита.
Древние люди представляли мироздание в трех ипостасях: верхней (небесной), средней (земной) и нижней (подземной). Собственно, данная парадигма сознания пещерных жителей и нашла свое отражение на камнях мыса.
В первую очередь привлекают внимание три крупные фигуры. Если встать спиной к озеру, то слева мы увидим изображение выдры с длинным хвостом. Этот небольшой хищник хорошо плавает и ныряет, таким образом олицетворяет связь нижнего мира со средним.
Далее идет главная фигура всей композиции - тот самый бес, в честь которого назван мыс. Он располагается почти симметрично относительно глубокой трещины в скале. Быстрей всего, так и было задумано. Ведь это же главная "икона", так сказать, деисусный чин.
Чувство смутного страха вызывало у первобытных людей чудовище с квадратной контурной головой, внутри которой грубо намечены рот, нос и глаза. Причем, глаза разные, что еще больше нагоняло ужас и трепет. Квадратное туловище с растопыренными ногами и пятипалыми руками также не вселяло оптимизма. Явно, что за образом беса закреплено поддерживаемое веками представление, как о хозяине земли с жестким характером.
В конце 14 века из новгородских земель на Онего пришел преподобный Лазарь и основал монастырь, который получил название Свято-Успенского или Муромского. Располагался он на небольшом перешейке между Онежским озером и озером Муромским, от Бесова Носа ходу - совсем ничего (около 25 км), тем более, для отшельников, ведущих аскетический образ жизни. Жили монахи скромно, занимались собирательством ягод и грибов, пытались местному населению донести азы православия.
Однажды отец Онофрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил огромного охальника-беса. Осерчал отшельник. Позвал братию, и набили они на гадкое изображение православный крест, ибо нечего тут заниматься языческими причудами и вдаваться в нехристианские мистерии. Крест получился семиконечный с монограммами Христа по обе стороны. А если учесть, что такие кресты на Руси стали появляться с 15 века, тогда примерно понятна нижняя граница даты этой насечки.
Справа от беса еще одна огромная фигура - это существо подводного мира. Гигантский сом или налим с глазами, левым усом и парой плавников. Фигура контурная, на фото кажется, что выбита полностью, но это естественная щербина на камне.
Плиты каменного мольберта спускаются к Онего, под водой на отколовшихся и сползших в озеро фрагментах, также найдены рисунки. Для их исследования разработана специальная методика. В ночное время ныряльщики спускаются под воду с подводными светильниками, замечательно высвечивающими каменную живопись.
Небольшая плита, оторванная ледоставом и не успевшая уползти в воду, была перемещена в краеведческий музей Петрозаводска в 1927 году, там и экспонируется до сих пор. Онежский бес тоже близок к затоплению - чуть выше поднимется уровень Онего, так и чудище хлебнет водички одного из самых чистых и пресных озер России.
Рассматривая "триаду" гигантов, ученые пришли к выводу, что сначала появился бес, который специально лег вдоль трещины, олицетворяя хозяина суши, затем выдра - символ зла и рыба - добра. Несомненно, это было капище, где проводили магические обряды для успеха в охоте, промысле и выживании родовой общины. Наверняка, бесу на милость приносили куски убитого зверя, а кровь стекала сквозь щель.
После оформления главных атрибутов святилища, архаичными волонтерами дорисовывались мелкие детали. Появились картинки с животными, птицами и бытовыми сценками. Так на мысу много лебедей. На Севере лебедь считался священной птицей. Читаем из "Калевалы": "И скатилось лебединое яйцо с колена Вяйнямёйнена, и разбилось о воды морские. Одна половинка скорлупы обернулась сводом небесным, другая - твердью земной. Из желтка вышло солнце, из белка- месяц...." Мир-то был сотворен при помощи лебедя, так гласят северные предания!
Изображения лося присутствуют в разных сюжетах. Оно и понятно - это и пища, и одежда. А, может, и средство передвижения?
Из уникальных рисунков, которые представлены в единственном экземпляре, можно выделить стерлядь, что почти в руке у беса, и дерево, слева от выдры.
В начале статьи я упомянула о трагических судьбах раскулаченных семей. На острове, где они были вынуждены жить, все камни "разрисованы" резьбой из-под их руки. В основном, это фамилии и даты. На Бесовом Носу тоже присутствуют их "порывы души".
И уже совсем из современного.
Сама прибрежная местность Бесова Носа имеет поразительно живописный вид. Розоватые гладкие скалы, спускающиеся к озеру, маленькие островки на горизонте (местные назвали этот остров Бесиха), хмурое, но играющее разноцветьем красок небо - все это создает иллюзию тихого восторга.
Не знаю, кому - как, но мне на этом пятачке было очень комфортно!
Вторым объектом с рукотворными картинами является Пери Нос, надо пройти немного по дощатым настилам.
Пери Нос выдается в озеро не так значительно, как Бесов, но зато береговая линия сама по себе очень изрезанная. По количеству фигур Пери Нос выигрывает, в основном, это небольшие зарисовки животных, птиц, людей, солярных и лунарных знаков.
30-х годах прошлого века работники музея Эрмитаж приняли решение о необходимости представить древнейшие формы человеческого творчества широкому зрителю. Одна из прибрежных скал мыса Пери Нос, особенно богатая рисунками, была взорвана. В результате от нее откололся довольно массивный кусок, который был доставлен в Эрмитаж. Камень имеет покатую форму, к нему прилепился термин "крыша", сейчас уже почти сто лет экспонируется в этом крупнейшем музее мира. Во время взрыва были утрачены довольно редкие рисунки, как-то все было сработано непрофессионально.
Одна из самых уникальных композиций на данном берегу - это карельские Адам и Ева. Женщина выбита весьма искусно и содержит немало выразительных, редких деталей. Как ни удивительно, но сделана даже попытка проработки лица: большой выпученный глаз и открытый рот - видимо, командует процессом, ведь на дворе матриархат, однако. Её партнер в кепке и с хорошо выраженным мужским атрибутом подкрадывается сзади. Прямо скажем, народ неплохо резвился долгими зимними вечерами, интернета же не было.
На Пери Носе можно провести целый день, чтобы внимательно осмотреть всю резную палитру.
Кроме Бесова и Пери есть еще мысы, на которых выбиты мезолитические картины мира. Это мысы Кладовец, Гагажий, Карецкий и остров Гурий. Приезжают сюда с палатками, в хорошую погоду на каждом шагу лагерь.
Кроме изучения петроглифов археологами на берегах были совершены раскопки, обнаружены древние стоянки.
Найдены артефакты — подвески, каменные топоры, тесла, долота. Также на всех обнаруженных стоянках — огромное количество рыбьих позвонков. По обнаруженным черепам, руководствуясь системой профессора Герасимова, воспроизвели облик первобытного жителя.
Большой вклад в изучение столь захватывающей темы внесли наши карельские этнографы и археологи. Александр Михайлович Линевский - первооткрыватель Беломорских петроглифов в 30-е годы прошлого века. Его перу принадлежат художественные книги об этих давних эпохах. "Листы каменной книги" и "Беломорье" издавалась у нас в Карелии, думаю, что каждый школьник моего поколения читал эти исторические романы.
Юрий Александрович Савватеев изучал петроглифы в 1960-80-х годах. Открыл и описал много новых изображений как на Онежском озере, так и на Беломорье. В разные годы им издано несколько книг про наскальную живопись Карелии.
В 2021 году Всемирная организация ЮНЕСКО внесла в свой список наши петроглифы, они стали №31 из 33 объектов, принадлежащих России. В этом списке родом из Карелии также Кижский ансамбль.
Назад на катере мы возвращались уже под самый вечер, выдержали небольшую водную трясучку, но сохранили то настроение, которое сложилось на Бесовом и Пери Носах. А оно было прекрасным!!
Показался остров с маяком в устье Водлы, катер сбавил ход и аккуратно зашел в реку. Путешествие закончилось, а новые путешествия продолжаются.
Если моя статья была вам интересна, я буду вам благодарна за поставленные лайки, комментарии и подписки на канал.
Читайте также:
Память о Петре Великом в городах и весях России https://dzen.ru/a/ZG4paCjgaj5aNoQn?share_to=link
Карелия. Уникальная набережная Петрозаводска. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/630658392b151a637e7abd46
Карелия. Сортавала - у чёрта на куличках. https://dzen.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/633d5aca79e28e5bd20b1340
Магия Севера https://dzen.ru/a/Y8mNsglxWCadEG7W?share_to=link
Карелия. Неделя, когда вулкан Гирвас становится водопадом. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/62703488157cb7038c798f29
Карелия. Мраморные копи Белой горы. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/62f65020a65cbc1d0186c318
Карелия. Парк "Бастион": как финны 4 раза наступали на одни и те же грабли. https://dzen.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6347f01e19c4ea482a797ef0