Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Срочно за подержаной иномаркой? Новый утильсбор закрывает последние лазейки на ввоз

Оглавление

Пригнать иномарку ее из-за рубежа (сейчас в РФ везут машины из нескольких стран — от Японии и Южной Кореи до США), скоро станет почти нереально. Власти меняют правила начисления утильсбора и блокируют поставки подержанных машин. Сколько времени осталось, если не хотите пересаживаться на «Ладу»?

Минпромторг отменяет льготы на утильсбор для физлиц. Источник: newizv.ru
Минпромторг отменяет льготы на утильсбор для физлиц. Источник: newizv.ru

Мария Соколова

Осторожно, двери закрываются: слухи о том, что в России утильсбор будет зависеть не от объема двигателя, а от мощности, и что он ударит даже по частному ввозу, оказались правдивыми.

Несколько дней назад из Тольятти (родина АвтоВАЗа — это уже о многом говорит) пришли тревожные новости: власти рассматривают возможность обязать граждан, которые привозят машину для личного пользования с двигателем мощнее 160 л. с., платить утильсбор по полной коммерческой ставке.

И вот министр промышленности Антон Алиханов подтвердил ходившие слухи.

— Мы в рамках стратегической сессии доложили председателю (правительства — Прим. ред.) о необходимости распространения утилизационного сбора на те автомобили, которые ввозятся физическими лицами в определенных сегментах, то есть 160 лошадей и выше. Мы будем распространять на них тоже утилизационный сбор.
Министр промышленности Антон Алиханов: все машины мощнее 160 л. с. обложат коммерческим утильсбором. Фото: Росконгресс
Министр промышленности Антон Алиханов: все машины мощнее 160 л. с. обложат коммерческим утильсбором. Фото: Росконгресс

Как изменится оплата утильсбора

Сейчас при ввозе машины с двигателем объемом до 3 л для личного использования (это означает, что ее нельзя продавать в течение года) физлица имеют право на оплату утиля по льготным ставкам: 3400 рублей для машин в возрасте до трех лет и 5200 рублей для машин от трех до пяти лет.

Напомним: коммерческий утильсбор в 2025-м на машины с двигателем объемом 1–2 л составляет 667 400 рублей, а на машины с двигателем объемом 2–3 л — 1 875 400 рублей. Льгота для физлиц дает очень существенную экономию при покупке автомобиля.

Привоз автомобилей в частном порядке позволяет сэкономить до 2 млн рублей. Фото: Горбачев Андрей / Wikimedia
Привоз автомобилей в частном порядке позволяет сэкономить до 2 млн рублей. Фото: Горбачев Андрей / Wikimedia

Сейчас этой лазейкой пользуются покупатели новых иномарок, которые пригоняют под заказ из Китая, и покупатели импортных подержанных машин в возрасте 3–5 лет: для этой категории действуют самые низкие таможенные пошлины.

Запрет импорта автомобилей из Кореи и Японии

Импорт новых автомобилей из Китая под конкретного заказчика пока не носит массового характера. Большинство дилеров, которые занимаются параллельным импортом, предпочитают продавать машины из наличия с оплатой коммерческого утильсбора.

А вот поток подержанных машин не иссякает. По оценке «Автостата», в 2024 году в РФ ввезли 394,8 тыс. подержанных машин. Больше всего (57,2%) пригнали из Японии, на втором месте по популярности Южная Корея с долей 14,1%.

Более половины подержанных машин приезжают из Японяя. Фото: Wikimedia
Более половины подержанных машин приезжают из Японяя. Фото: Wikimedia

Праворульные машины — это в основном дальневосточный специалитет, а вот корейские автомобили подойдут всем, ведь у них привычный левый руль, и фары светят в правильную сторону.

Новые правила начисления утильсбора фактически блокируют значительную часть подержанных машин. 160 л. с. по современным меркам мощность небольшая. Останутся только скромные малолитражки.

Когда и зачем введут новый утильсбор на автомобили?

Интрига относительно утильсбора для машин мощнее 160 л. с. будет сохраняться недолго. Антон Алиханов дал понять, что новые правила начнут действовать в ближайшее время. Минпромторг уже рассчитывает за счет этих средств поддерживать автопром.

— Про объемы (сбора нового утильсбора — Прим. ред.) — это десятки миллиардов рублей. Разные мы оценки делали, от 40 до 60 млрд рублей допдохода в этом году.
АвтоВАЗ столкнулся с падением производства и продаж в 2025 году. Фото: Yan.gorev / Wikimedia
АвтоВАЗ столкнулся с падением производства и продаж в 2025 году. Фото: Yan.gorev / Wikimedia

Помимо Минпромторга в выигрыше окажется АвтоВАЗ, который сейчас находится в затруднительной ситуации: падают и производство, и продажи. Импортные иномарки сохраняют серьезную конкуренцию отечественной продукции.

За цену новой Лады Весты можно пригнать из Кореи в Москву Hyundai Sonata 2021 года с двигателем как раз на 160 л. с. или Hyundai Avante (в РФ была известна как Elantra) с двигателем на 180 л. с. Пробег у таких машин будет 50–80 тыс. км в тепличных корейских условиях без разбитых дорог, холодов и дорожной соли. На японские машины цены еще более интересные — там уже можно присмотреться к кроссоверам.

За цену «Лады Весты» можно пригнать из Кореи автомобиль двумя классами выше. Фото: Encar
За цену «Лады Весты» можно пригнать из Кореи автомобиль двумя классами выше. Фото: Encar

Заодно расчищается площадка для будущих продаж Lada Azimut. Если новый кроссовер будет стоить 2,5–3 млн рублей, то ему придется конкурировать с более крупными семейными корейскими кроссоверами — такими как Hyundai Tucson, Hyundai Santa Fe и Kia Sorento.

Но с новым утильсбором большинство машин станут дороже на 660 тыс. рублей — они уже не будут конкурентами «Ладе». Особенно это касается Hyundai Santa Fe и Kia Sorento. У них двигатели имеют объем 2,2 л, а значит наценка составит почти 1,9 млн рублей. С новыми правилами от Минпромторга семейная машина станет роскошью.

---