Найти в Дзене
ОССП оператор

Эволюция платных дорог во Франции

Есть миф, что прародителем всех платных дорог стала Германия со своими автобанами, хотя в реальности первой страной мира, активно внедрившей сеть платных автомобильных дорог, стала Франция, где они работают уже более 65 лет. Поэтому именно французский опыт лёг в основу платных дорог, появившихся и в России.

История платных дорог во Франции уходит корнями в Средневековье. Уже в XII веке на территории страны существовали "пеажные" (péage) дороги, контролируемые местными феодалами или монастырями. Плата взималась за проезд через мосты, переправы или определенные участки дорог, что было связано с необходимостью содержать инфраструктуру в хорошем состоянии в условиях отсутствия централизованного управления дорогами.

С развитием централизованного государства в XVII-XVIII веках королевская власть начала уделять больше внимания дорожной сети. В этот период платные дороги стали более организованными, а сборы стали регулироваться государством.

В XIX веке с появлением железных дорог интерес к дорожной инфраструктуре временно снизился, поскольку железные дороги стали основным средством транспорта. Однако к концу века, с развитием автомобильной промышленности, интерес к дорогам снова возрос. В это время начали появляться первые современные платные дороги, которые финансировались частными компаниями.

-2

Настоящий прорыв в развитии платных дорог во Франции произошел в середине XX века. После Второй мировой войны страна столкнулась с необходимостью восстановления и модернизации инфраструктуры. В 1955 году был принят закон, разрешающий создание платных автомагистралей (autoroutes à péage). Эти дороги строились и управлялись частными компаниями, которые получали концессии от государства. Таким образом, государство нашло способ расширять дорожную сеть, не тратя бюджетные средства.

Первая современная платная автомагистраль, A1, соединяющая Париж и Лилль, была открыта в 1960 году. За ней последовали A6 (Париж — Лион) и A7 (Лион — Марсель). Эти дороги стали символом экономического роста и модернизации Франции.

Сегодня Франция обладает одной из самых развитых сетей платных автомагистралей в мире, общей протяженностью более 9 тыс. километров. Дороги отличаются качеством покрытия и удобством для водителей, с автоматизированными системами оплаты. Многие компании предлагают электронные устройства - транспондеры (télépéage), позволяющими оплачивать проезд без остановки. Управление этими дорогами осуществляется частными компаниями, такими как операторы Vinci Autoroutes, Eiffage и Sanef, которые работают на основе концессионных соглашений с государством.

Платные автомагистрали во Франции (autoroutes à péage)
Платные автомагистрали во Франции (autoroutes à péage)

Платные дороги играют важную роль в экономике Франции, обеспечивая быструю и безопасную перевозку грузов и пассажиров, способствующую развитию торговли и туризма. А доходы от платных дорог используются для финансирования новых проектов и содержания инфраструктуры. Однако система также вызывает споры, так как некоторые водители считают тарифы высокими. В ответ правительство и компании внедряют программы лояльности.