Найти в Дзене

Секрет моего успеха: как не сравнивать себя с другими

Иногда кажется, что все вокруг уже чего-то добились: кто-то уехал за границу, кто-то зарабатывает в разы больше, кто-то стал известным в своей сфере. А ты как будто застряла. И появляется тревожное чувство и следом вопрос: "Что же все-таки я делаю не так?" Это переживание знакомо многим. В психологии его связывают с понятием социального сравнения - когда человек определяет свою ценность, глядя на других. В условиях соцсетей и постоянного потока чужих успехов это сравнение становится хроническим. Исследования показывают, что восприятия успеха у будущих психологов чаще связано с результатом собственной деятельности, призванием, личным смыслом, а не удачей или внешним признанием. Это называется интериоризацией успеха. Она напрямую связана с более устойчивым ощущением удовлетворенности. А вот экстериоризация - когда успех воспринимается как результат везения, статуса, чужой оценки, то есть делает человека более уязвимым к тревоге и сравнению с другими. Когда наш "успех" определяется внешн
Оглавление

Иногда кажется, что все вокруг уже чего-то добились: кто-то уехал за границу, кто-то зарабатывает в разы больше, кто-то стал известным в своей сфере. А ты как будто застряла. И появляется тревожное чувство и следом вопрос:

"Что же все-таки я делаю не так?"

Это переживание знакомо многим. В психологии его связывают с понятием социального сравнения - когда человек определяет свою ценность, глядя на других. В условиях соцсетей и постоянного потока чужих успехов это сравнение становится хроническим.

Что говорят исследования?

Исследования показывают, что восприятия успеха у будущих психологов чаще связано с результатом собственной деятельности, призванием, личным смыслом, а не удачей или внешним признанием. Это называется интериоризацией успеха. Она напрямую связана с более устойчивым ощущением удовлетворенности.

А вот экстериоризация - когда успех воспринимается как результат везения, статуса, чужой оценки, то есть делает человека более уязвимым к тревоге и сравнению с другими.

Когда наш "успех" определяется внешними факторами, появляется тревожное состояние и мысль:

"Я не там, где должен/должна быть"
"Все успевают, а я - нет".

Почему сравнение не работает?

У каждого человека свой темп, своя ситуация, свои ресурсы. Сравнение с другими работает как ловушка.

  • Ты видишь только "витрину" чужой жизни (особенно в соцсетях).
  • Не учитываешь стартовые условия и поддержку других людей.
  • Отказываешься от своей траектории ради чужой.

Успех - это не только результат, видимый со стороны. Это в первую очередь внутреннее чувство удовлетворения: когда ты идешь своим путем, в своем ритме - и чувствуешь, что живешь в соответствии с собой, а не с чужими ожиданиями.

Что с этим делать?

1. Сформулируйте свой личный смысл успеха

  • Что для вас важнее: признание, стабильность, развитие, творчество, свобода?
  • Успех не обязан выглядеть как на обложке Forbes

2. Замените сравнение на вдохновение

Вместо "у нее получилось, а я хуже" - попробуйте перефразировать: "значит, и у меня может получиться по-своему".

3. Практическая техника "Я в своем ритме"

Запишите три ситуации, когда вы сделали что-то важное лично для себя без оценки, лайков и аплодисментов. Просто для себя. Это и есть успех.

Таким образом,

сравнение с другими - это попытка найти внешнюю опору. А настоящее чувство удовлетворения приходит тогда, когда вы строите жизнь, опираясь на свои ценности, цели и ритм.

Список литературы

  1. Сёмкин Александр Владимирович, Мусина Н. Ж. УСПЕХ - СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ, КОМПОНЕНТЫ // НИР/S&R. 2021. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeh-suschnost-funktsii-formy-komponenty (дата обращения: 02.07.2025).
  2. Акбулатова Санета Рамзановна Путь к успеху // Евразийский научный журнал. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/put-k-uspehu-2 (дата обращения: 02.07.2025).
  3. Карлова Светлана Петровна, Дудукова Анна Ивановна СЕКРЕТ УСПЕХА // Вестник науки и образования. 2022. №7-1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sekret-uspeha-2 (дата обращения: 02.07.2025).
  4. Крюков В. А. КАКОВ ОН, КОД УСПЕХА? // ЭКО. 2022. №4 (574). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakov-on-kod-uspeha (дата обращения: 02.07.2025).
  5. Андреева Юлия Владимировна CИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РАДОСТИ УЧЕБНОГО ТРУДА // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cituatsiya-uspeha-kak-obrazovatelnyy-resurs-i-tehnologiya-razvitiya-radosti-uchebnogo-truda (дата обращения: 02.07.2025).
  6. Ольга Борисовна Полякова, Татьяна Ивановна Бонкало Специфика понимания детерминант успеха профессиональной подготовки студентами — будущими психологами // Ярославский педагогический вестник. 2023. №4 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ponimaniya-determinant-uspeha-professionalnoy-podgotovki-studentami-buduschimi-psihologami (дата обращения: 02.07.2025).

Подпишитесь на мой канал в Дзене - здесь я делюсь простыми, но важными идеями, которые помогают идти своим путём без сравнения, тревоги и спешки.