"Ломать - не строить"
Пословица.
Об уничтожении, убийстве образования информации в публичном инфополе практически ничего нет - все замаскировано и завуалировано, скрыто от обычных глаз. В СМИ - все хорошо, все спокойно. Только учителей регулярно прополаскивают на телевидении и в газетах.
Зато под громкие реляции о том, что современная система образования в России становится всё более современной и семимильными шагами уходит в цифровое будущее, вся эта система теряет свою эффективность и людей.
Доступа к информации становится все больше, а её качество и умение её использовать все хуже. Информация, знания, ум, умение мыслить — это главное в человеке. Ограничение доступа к информации, к знаниям большинства, сохраняет монополию на знания элите. Происходит уничтожение образования для всех.
Кто же и как этим занимается. Как ни удивительно, но зло коренится в самой системе образования.
Министерство просвещения.
Оптимизация без конца, резкое сокращении мест в образовательных учреждениях в результате оптимизации.
Как итог, детям приходится учиться во вторую или даже третью смену. В таком режиме занимается восьмая часть от общего числа тех, кто на сегодняшний день получает школьное образование.
Дамоклов меч - безжалостная система лицензирования образовательной деятельности, способная погубить любое учебное заведение, пытающееся выйти из-за колючей проволоки периметра установленных ограничений.
Установка министерских методистов: отчислить нельзя, учить нужно всех - что в школе, что в вузе, что в аспирантуре и всему, нужному и, обязательно, ненужному.
Образование убивают ФГОСами.
Часто меняется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), из-за чего преподавателям приходится каждый раз готовить заново всю свою документацию, учебные материалы итд. Кроме это стандарт сильно ограничивает учебные возможности обучаемых.
Постоянные реформы.
Главной целью реформ заявляется создание механизмов устойчивого развития системы образования, соответственно вызовам времени, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
На самом же деле все реформы предназначены для того, чтобы не дать возможность учителям работать непосредственно с детьми.
Непрерывные реформы заставляют образовательные учреждения заниматься имитацией бурной деятельности.
Пишут новые планы, не отчитавшись о выполнении старых. Собственно, отчитываться не в чем. Школа реформируется, учиться некогда.
Безумные методологи.
Вся система заточена на постоянное развитие, то есть реформаторство, на постоянное видоизменение, новые планы, стратегии, новые идеи, весь смысл которых – оправдать наличие раздутых министерских кадров, а главное – государственных закупок разных "разработок", "дорожных карт", "инновационных методик".
Кадры решают все. Руководящие особенно.
Здорово придумано: поставить у руля того, кто рулить не умеет. Может где-то видел, что-то слышал и, в общих чертах представляет дело, но явно "не в теме".
Директора сейчас, в основном, "хозяйственники", администрация - "бумагописцы и отчетодатели".
Формализм в школе.
Сфера образования жестко зарегулирована. Все запрещено, что не разрешено, а разрешено практически ничего. Формальное образование убивает в тягу к учёбе. Формальное образование — самодеятельность не любит. Только по программе и расписанию. Жизнь по расписанию — один из способов уничтожения образования.
Демократизация в образовании.
Прав - полно у всех, у учащихся, студентов, родителей, администраторов и прочих причастных, а обязанностей все меньше и меньше. А с учителями все ровно наоборот.
Подрыв авторитета учителя.
Преподаватели увольняются из-за гиперконтроля и подозрений в отсутствии лояльности, из-за немыслимого вала цифровой бюрократии. Так по простым исполнителям, по педагогам прокатывается колесо внедряемых "сверху" чиновниками реформ.
Учитель погружен в написание отчетов, рабочих программ, характеристик, планов, конспектов и прочих малонужных вещей. Возможность заниматься любимым делом отбирает сама система.
Безответственность.
Безответственность образовательной системы заключается в том, что система дает знания, но не отвечает за качество этих знаний, за их направленность и за последствия от применения знания, не отвечает за специалиста, обладающего этими знаниями.
Платить, платить и еще раз платить.
Постоянное вытягивание денег из родителей на «нужды школы» уже давно стало нормой, разрушающей образование.
Опасное следствие повсеместного использования ИИ в образовании.
Искусственный интеллект сейчас воспитывает в массах людей так называемую невзыскательность. ИИ понижает качество всего, до чего он дотрагивается.
Опасность искусственного интеллекта состоит не в нем самом, а в том, что страдает естественный интеллект людей, который становится все слабее и вытесняется.
Одногруппники.
Образование в группе неэффективно как явление. Все люди разные, у всех свои привычки, особенности и темпы работы, и в группе невозможно прислушаться к своим потребностям и работать с выгодой для себя — всегда нужно подстраиваться под других.
Кроме этого, медленно, но верно убивают образование:
Скука. Очень медленно идет работа в учебных группах.
Ранний подъем и учеба по расписанию.
Обязательная посещаемость.
Отсутствие понимания и использования индивидуальных особенностей обучаемых.
Оценки.
У нас есть чудесное свойство: мы считаем, что, если ты ходишь в школу или университет, ты уже априори учишься. На практике же наоборот.
А чем вообще плохо убитое образование? Тем, что убитое образование выпускает функционально неграмотных людей.
Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Он не столько создан ими, сколько во многом он создан для них.
И если ранее назад искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.
Уничтоженное образование при наличии так называемой всеобщей грамотности обнажило тот факт, что школьное обучение не дает на выходе компетентных людей.
Единственное постоянное развитие, которое нужно настоящей, нормальной системе образования, – это развитие школьника и студента как человека и гражданина. Всё остальное – от лукавого.
Кто виноват? Что делать? Кто виноват, мы вполне можем определить - тут все ясно: разваливают ее искусственно, методично, поэтапно, видно кто.
А вот что делать? Уйти из формального образования! Только так можно спасти образование вообще. Образование не умерло, просто оно изменилось!
Надо понять, принять и эволюционировать, а не считать, что есть один правильный путь официального образования.
Педагог, психолог С. Ж.