Найти в Дзене
Русский музей

Акварелист не только пушкинской поры. Петербург кисти Василия Садовникова – в поэзии и прозе российских литераторов

Санкт-Петербург – не просто точка на карте. Это город-искусство и город искусств, это текст, живопись и множество героев. Пространство ирреальное, постоянно смешивающееся с исторической действительностью: отличить петербургский миф от петербургской были отнюдь нелегко. Предлагаем отправиться в путешествие по литературным мирам и проспектам Северной столицы, запечатленной акварелистом Садовниковым в «пушкинскую пору». Однако мы увидим и другие эпохи: взгляд Александра Пушкина определил оптику последующих поколений поэтов и писателей, потому в каждой строчке и линии – бесценный почерк «нашего всего». Литературный мир начала XIX века был предельно тесен: в доме семьи Львовых юный Иван Крылов познакомился с Гавриилом Державиным – поэтом-классицистом, ставшим наставником знаменитого баснописца. Крылов дружил с Державиным, часто бывал в его усадьбе на Фонтанке и принимал активное участие в организованном там обществе. Однако к прославившему его жанру литератор пришел не сразу. Все началось с
Оглавление

Санкт-Петербург – не просто точка на карте. Это город-искусство и город искусств, это текст, живопись и множество героев. Пространство ирреальное, постоянно смешивающееся с исторической действительностью: отличить петербургский миф от петербургской были отнюдь нелегко. Предлагаем отправиться в путешествие по литературным мирам и проспектам Северной столицы, запечатленной акварелистом Садовниковым в «пушкинскую пору». Однако мы увидим и другие эпохи: взгляд Александра Пушкина определил оптику последующих поколений поэтов и писателей, потому в каждой строчке и линии – бесценный почерк «нашего всего».

Мораль сей басни…

Литературный мир начала XIX века был предельно тесен: в доме семьи Львовых юный Иван Крылов познакомился с Гавриилом Державиным – поэтом-классицистом, ставшим наставником знаменитого баснописца. Крылов дружил с Державиным, часто бывал в его усадьбе на Фонтанке и принимал активное участие в организованном там обществе. Однако к прославившему его жанру литератор пришел не сразу. Все началось с увлечения театром и драматургией. В 1780-х вышли пьесы «Кофейница», «Сочинитель в прихожей», «Филомена» и несколько других произведений. Публика приняла их с восторгом: сюжеты Ивана Крылова уже тогда обрели популярность на сцене и славу «народных хитов».

Василий Садовников «Театр» (из серии «Виды интерьеров Юсуповского дворца на набережной Мойки в Петербурге»), 1852–1854 гг.
Василий Садовников «Театр» (из серии «Виды интерьеров Юсуповского дворца на набережной Мойки в Петербурге»), 1852–1854 гг.

Александр Пушкин познакомился с Иваном Крыловом в послелицейские годы. Два литератора начала XIX века встречались в Петербурге в театрах, на «субботах» у Жуковского, в гостиной Олениных… Одним из мест для совместных прогулок для литераторов стал Летний сад, где в 1855 году скульптор барон Петр Клодт по эскизам художника-иллюстратора Александра Агина воздвиг памятник великому баснописцу. В акварели Василия Садовникова монумент представлен будто бы в первые дни его открытия, напоминая современному зрителю репортажный кадр. Вокруг «дедушки Крылова» – десятки героев: взрослые и детские фигуры в светских нарядах, выполненных по моде 1850-х годов. Бронзовый писатель утопает в зелени Летнего сада. Тень в жаркую погоду создают вековые деревья – ровесники самого Петра I и вечные символы мудрости.

Спустя два столетия сад все также остается местом для семейных торжеств, где соединяются литература и история Петербурга. Узнайте больше о фестивале «Лето в Летнем саду», который продлится до 14 сентября, на официальном сайте Русского музея.

Василий Садовников «Петербург. Памятник Крылову в Летнем саду», 1855 г.
Василий Садовников «Петербург. Памятник Крылову в Летнем саду», 1855 г.

Почетный гражданин кулис

Другим неизменным местом встреч и пространством столичной светской жизни служили театры: как «четверка» больших театров – Большой (Каменный), Александринский, Малый (Деревянный) и Михайловский, – так и домашние сцены, расположенные в фамильных резиденциях петербургской знати. «Волшебный край» посещал и сам Александр Пушкин, и его литературный герой, «добрый приятель», Евгений Онегин.

Василий Садовников «Мариинский театр в Петербурге», начало 1860-х
Василий Садовников «Мариинский театр в Петербурге», начало 1860-х

Мариинский театр, изображенный Василием Садовником, как раз предстает обителью для всех петербуржцев, кто вечером решил перед балом увидеть последние пьесы. В пушкинскую пору театральный репертуар менялся часто, чтобы постоянные гости партеров и лож не заскучали от одних и тех же постановок. Регулярно французские и другие европейские пьесы подвергались корректировкам: режиссеры, как бы мы назвали их сейчас, адаптировали сюжеты, имена и реалии под российского зрителя. Театр шумел. Раньше в нем не возбранялись громкие разговоры и передвижение по залу. Один спектакль включал сразу несколько сюжетов – от легкого водевиля до трехактной кульминации театрального вечера.

Уже тогда Петербург никогда не спал, как и полагается крупным мегаполисам. Даже Пушкин зовет его «неугомонным», подчеркивая, что жизнь в городе кипит круглосуточно. В акварели Садовникова – площадь перед Мариинским театром, где уже после смерти великого поэта прозвучат оперы и будут поставлены балеты по сюжету его произведений на музыку Петра Чайковского и Михаила Глинки. В вечерней столице, на первый взгляд, светло, будто все действие происходит днем. Театр наполнен светом, он блистает и практически люминесцирует. В этой работе художник продемонстрировал всю магию акварели как инструмента. Из-за яркого свечения городской пейзаж и его обитатели выглядят почти что полупрозрачно, образуя благодаря наслоениям ощущение быстрого ритма, неостанавливающегося движения и целой толпы.

На первом плане оказываются кареты и запряженные в них лошади, силуэты которых очерчены огнем фонарей. Где-то в этом же свете растворяется пушкинский Онегин, чью скуку не смогли унять ни «амуры, черти, змеи», ни балетмейстер Дидло, ни артистка Истомина.

«Красавица нашей столицы» – Невский проспект

В финальных строках одноименной повести Николай Гоголь умоляет читателей: «Не верьте этому Невскому проспекту!», привнося новый для русской литературы образ совершенно непарадного и будничного Петербурга, который даже способен выступать в роли источника злого рока. В произведении Гоголя Невский проспект живет по собственному и местами причудливому расписанию. Согласно нему, изысканных франтов и дам и низших социальных слоев разделяет буквально несколько часов. Василий Садовников следует еще пушкинской традиции: Петербург не окутан мистицизмом, а представлен в своем изысканном, но обыденном обличье.

«Панорама Невского проспекта. Левая сторона (С акварели Василия Садовника)», Петр Иванов (литограф). 1835 г.
«Панорама Невского проспекта. Левая сторона (С акварели Василия Садовника)», Петр Иванов (литограф). 1835 г.

Перед публикацией «Невский проспект» прочел Александр Пушкин – творческий наставник и учитель Николая Гоголя, сразу увидевший талант молодого писателя. Повесть получила высокую оценку: в анонимной рецензии журнала «Современник» «Невский проспект» назвали самым полным гоголевским произведением.

Несмотря на различия в восприятии образа центральной магистрали и артерии Северной столицы, Садовников и Гоголь обращались к нему как к зеркалу всего Петербурга. Если в мире литературы таковым стал цикл повестей, то в графике – акварельные панорамы, на которых взаимодействует сразу множество героев, показывая зрителю общественную жизнь первой половины XIX века. Так урбанистический и поистине социальный пейзаж кисти Василия Садовникова стал «энциклопедией петербургской жизни».

«Панорама Невского проспекта. Правая сторона (С акварели Василия Садовника)», Илья Иванов (литограф). 1830 г.
«Панорама Невского проспекта. Правая сторона (С акварели Василия Садовника)», Илья Иванов (литограф). 1830 г.

Книгоиздатель и меценат Андрей Прево, по достоинству оценивший умение молодого акварелиста, заказал ему в конце 1820-х годов создание многометровой панорамы Невского проспекта, правая теневая сторона которого была литографирована Ильей Ивановым, и в начале 1831 года поступила в продажу. В 1835 году была издана литография левой солнечной стороны Невского проспекта, исполненная Петром Ивановым. Общая длина панорамы составила почти 16 метров при ширине 15 сантиметров. Современники с восторгом отозвались об этом поистине грандиозном артефакте. Если бы мы могли переместиться в 1836 год и открыть свежий номер популярной газеты «Северная пчела», то прочитали бы следующее: «Верность рисунка, чистота отделки, изящество издания заслуживают самую лестную похвалу <…> Это самый похожий портрет нашего красавца, Невского проспекта. Многие из обыкновенных его посетителей попали на панораму Г-на Прево. Мы узнали тут многих дам и многих франтов». Василий Садовников, написав «портрет» Невского, точно зафиксировал не только архитектуру зданий с многочисленными вывесками, но и шумную повседневную жизнь: прогуливающихся чиновников с их спутницами, скачущих военных, нянь с детьми, спешащих горожан, проезжающие кареты, телеги, груженые сеном. Иными словами – весь дух пушкинского времени.

Сохранился фрагмент выполненного тушью панорамного рисунка Невского проспекта с домом Голландской церкви, где размещалось Общество поощрения художников. На нем автор запечатлел Александра Пушкина в высоком цилиндре и бекеше – меховом или ватном тулупе. Сможете ли вы найти великого поэта среди других петербуржцев в произведении Василия Садовникова?

Василий Садовников «Дом Голландской церкви. Фрагмент панорамы Невского проспекта в Петербурге», первая половина 1830-х
Василий Садовников «Дом Голландской церкви. Фрагмент панорамы Невского проспекта в Петербурге», первая половина 1830-х

«И ясны спящие громады…»

Одна из архитектурных доминант «Петра творенья» – величесивенный «витязь» Исаакиевский собор. Рядом с площадью, на которой сегодня возвышается строение Огюста Монферрана, начинается действие пушкинской поэмы «Медный всадник». Акварели Василия Садовника сохранили облик умиротворенного городского пейзажа (или же «портрет» самого собора), где жители Петербурга все также заняты собственными делами, а храм – возвышается над всеми фигурами, сохраняя вечное спокойствие. Садовников выбрал облачную, но теплую погоду: никаких стихийных бедствий, как это было в поэтических текстах Александра Пушкина и Валерия Брюсова.

Василий Садовников «Исаакиевский собор», 1848 г.
Василий Садовников «Исаакиевский собор», 1848 г.

В творчестве поэтов, чьи стихотворения разделяет практически целый век, в центре оказывается одна и та же трагедия. Сам Петербург, будучи не только местом действия, но и самостоятельным героем, окутан холодом. Пушкин представил столицу империи в ноябре, Брюсов – зимой, в колючую снежную погоду. Северный город – «туманный призрак», поглощенный «призрачным сумраком» и «блеском безлунным». В акварелях мастера зритель может увидеть схожий «туманный» и «призрачный» почерк в облаках, кружащих над столицей, и тенях ее жителей. Это заслуга нежнейшей акварели, благодаря которой Садовников смог изобразить Петербург светлыми прозрачными штрихами.

Василий Садовников «Исаакиевский собор», 1864 г.
Василий Садовников «Исаакиевский собор», 1864 г.

Каменное сердце столицы

Богатый архитектурными ансамблями Петербург венчает Дворцовая площадь – сердце и самый центр города, где сосредоточены парадные строения и Александровская колонна, которая притягивала внимание петербуржцев еще во времена Пушкина и Садовникова. На одной из акварелей главная площадь Северной столицы изображена в день торжественного военного парада: перед зрителем вновь открывается целая портретно-костюмная галерея из пестрых фигур прогуливающихся и марширующих перед Зимним дворцом.

Василий Садовникова «Парад на Дворцовой площади», 1845 г.
Василий Садовникова «Парад на Дворцовой площади», 1845 г.

В центре композиции – «столпник-ангел» – Александровская колонна, окруженная столичной жизнью. Осип Мандельштам, как и многие другие литераторы Серебряного века, возвращался к сюжетам века Золотого и, конечно же, пушкинскому восприятию Петербурга. Даже спустя столетие каменные площади и улицы пронизаны цитатами лирических героев, энергией стихий, бесчисленными деталями из художественных миров «Медного всадника» и «Евгения Онегина». И в поэзии, и в изобразительном искусстве Петербург навсегда сохранил взгляд Александра Сергеевича Пушкина.

.***

Санкт-Петербург стал сквозной темой творчества Василия Садовникова: художник воспел Северную столицу в сотнях своих акварелей. Петербург Садовникова – разный, парадный и будничный, но всегда прекрасный, населенный разнообразной публикой, социально пестрой, органически существующей в городской среде. Приглашаем вас прогуляться по Петербургу первой половины XIX века на выставку «Василий Семенович Садовников. Акварелист пушкинской поры» в Михайловском замке.

Выставка проходит при поддержке ПАО «Северсталь», БФ «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО «Лента», Nordgold, компании «Свеза», туристической компании FUN& SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».