Не так давно провела живое мероприятие на тему публикации своей книги.
Сделала я это не просто так, а потому что у меня вышла восьмая (да-да, именно так)), и первая опубликованная с помощью издательства "Книгиум" деловая книга - "Руководить не руками водить".
И вот, когда накопилась критическая масса просьб рассказать "как это было", я и собрала мероприятие.
1. Зачем вам нужна книга?
Начинать написание книги (как и с бизнесом, и с любым изменением) я предлагаю с вопроса цели.
Что вы хотите от книги?
В своём опыте я чаще всего встречаюсь с несколькими отличающимися друг от друга целями (наверняка есть и другие, или их сочетания, но я выбрала самые яркие):
- Книга-"визитка".
(или "обязательно иметь").
Решение написать книгу исходит из идеи, что если я специалист в какой-то теме, то у меня в обязательном порядке должна быть книга по этой теме.
Отсюда - масса мини-книг, электронных "книг", которые на деле являются скорее большой статьёй, но оформлены в пдф как книга, самопровозглашённых не опубликованных "книг" и т.п. Мы их с вами видим почти у каждого первого специалиста, который так или иначе продвигается.
Такие книги в электронном виде часто используют как первый бесплатный продукт для новых клиентов, позволяя его скачать за целевое действие (например подписку), а в бумажном - раскладывают в раздаточные материалы конференций и дарят клиентам с автографом.
Очень упрощая, в такой книге важнее не содержание и качество, а её наличие.
- Книга-источник авторских отчислений.
(или "как стану миллионером!")
Решение написать книгу исходит из желания создать себе источник пассивного дохода в формате авторского права. Ну и ещё из иллюзии, что одна классная книга будет кормить человека всю жизнь (или всю оставшуюся жизнь, если он это делает в зрелом возрасте).
Теоретически это возможно.
Практически для абсолютного большинства авторов писательство - очень даже активный доход, то есть постоянная работа: договоры с издательствами, новые книги, выступления на книжных ярмарках, встречи с читателями, интервью, реклама в своих каналах, адаптация произведений под кино/мультфильмы/сериалы, выпуск брендированной продукции и пр.
Но почему бы и не идти к этой цели. Особенно когда есть готовность вкладывать время и усилия в написание книг, а не делать это по остаточному принципу. Но важно помнить, что главное в такой книге - содержание, которое позволит ей стать бестселлером.
- Книга-"разумное-доброе-вечное".
(или "это должен знать весь мир")
Решение написать книгу исходит из идеи, что я - носитель очень ценной информации, которая должна получить максимальное распространение.
Так часто бывает с историческими и биографическими исследованиями, персональными околонаучными изысканиями, личными историями и исповедями, авторской поэзией и пр., когда у автора нет цели заработать на книге или продвинуть себя как специалиста (по профессии он может заниматься совершенно другими вещами), а есть искреннее желание донести до других важные вещи, предостеречь, поделиться ценными открытиями.
Часто такие книги распространяют бесплатно, раздают в тематических сообществах или дарят друзьям и родственникам.
Забегая вперёд, скажу, что в силу нехватки финансов подобные книги часто делают очень низкокачественными (на плохой бумаге, в мягкой обложке, с плохими иллюстрациями и пр.) и из-за этого они даже бесплатно или совсем недорого катастрофически плохо расходятся, а автор впадает в обиду на весь мир, потому что "его никто не понимает".
Книга-личный подарок.
(или "удивлю бабушку")
Решение написать книгу исходит из желания сделать уникальный подарок важному родственнику (нескольким) или крупному клиенту, а её содержание как-то связано с этим человеком (людьми) - это история семьи, история компании, оцифрованные старые письма и фото и пр.
По сути, это не книга как таковая (а, условно говоря, фотоальбом-дневник), она не нуждается в публикации, и вполне может себе существовать в единственном экземпляре, но оформляются такие материалы часто именно как книги, и называют их вслух именно так.
2. Как опубликовать книгу?
Написать книгу, как говорится, полдела. Кто из нас не писал в своё время стихи или рассказы "в стол". А вот сделать так, чтобы она увидела свет, а её увидели люди - уже вопрос публикации.
В этом разделе тоже расскажу о нескольких разных вариантах.
- Не публиковать, а напечатать.
Первым делом подумайте, а нужна ли вам именно публикация книги. То есть присвоение ей ISBN - международного стандартного книжного номера, который присваивается Российской книжной палатой (РКП) и позволяет отправлять книгу в магазины, библиотеки, искать в различных картотеках и пр.
Если ваша книга - вариант личного подарка, и вы не планируете её распространять, или вариант "визитки", и вы будете её раздавать/дарить без размещения в магазинах и библиотеках, - то проще всего напечатать ваши материалы в любой оперативной полиграфии или типографии.
Внешне она будет выглядеть как книга, но вам не придётся платить за присвоение ей ISBN и отправку 16 экземпляров в РКП (точнее, через неё в профильные библиотеки и фонды).
- Опубликовать самостоятельно в "издательстве самообслуживания"*.
*Название про самообслуживание я придумала сама))
Если вы решили, что вам всё-таки нужна именно публикация, причём достаточно быстрая, а ещё у вас готов весь материал и нет желания обивать пороги издательств, - то один из самых недорогих вариантов - воспользоваться услугами онлайн-издательств (один из известных вариантов, где я в том числе публикую свои книги - издательство Ридеро, также в интернете легко ищутся ЛитРес: Самиздат или например ЛитМаркет).
В чём заключается особенность таких площадок: вы регистрируетесь в личном кабинете, и дальше самостоятельно проходите все основные шаги: в понятном интерфейсе загружаете текст книги, иллюстрации, добавляете обложку, редактируете и корректируете содержание, добавляете информацию об авторе и пр. Когда книга готова - она отправляется на модерацию.
В случае успешного завершения модерации [в противном случае вам напишут, что поменять - проставить другое возрастное ограничение, убрать какие-то упоминания, противоречащие закону, подтвердить авторское право на иллюстрации или что-то ещё] издательство книгу публикует и отправляет в электронном виде в магазины, а вы получаете роялти (авторские отчисления) за каждый проданный экземпляр.
Платите вы в этом случае только за присвоение того самого ISBN (все регистрационные действия делает за вас издательство) и, если планируете печатать книгу в бумаге - за отправку 16 сигнальных экземпляров в РКП (если будете продавать только в электронном виде, то она и отправляется в электронные библиотеки).
Ну либо при желании можете на любом этапе дополнительно оплатить помощь издательства: взять не типовые шрифты, а купить особый, заказать редактуру или корректуру, оплатить иллюстратору подготовку обложки и пр. Это необязательно.
Продвижением ваших книг по умолчанию интернет-издательство не занимается (кроме того, что размещает их в интернет-магазинах), так что дальнейший ваш заработок зависит от вас - вы можете продвигать книгу в соцсетях, сделать для неё отдельный сайт, продавать друзьям и знакомым. Можете заказать там же, в издательстве (за отдельную плату) печать нужного количества экземпляров в мягкой или твёрдой обложке, и продавать самостоятельно. Или же делать это с помощью издательства, но тоже платно.
То есть если ваша книга - скорее вариант "визитки", которую вы параллельно думаете и продавать (мало ли, "выстрелит"), материал у вас готов, а вот денег вкладывать не очень хочется/получается, - интернет-издательство подойдёт вам больше всего.
Также этот вариант подойдёт и для "разумного-доброго-вечного", но только пожалуйста, не экономьте на внешней стороне, а лучше - найдите спонсора, который захочет вложиться в качественную печать, или организуйте краудфандинг (сбор средств).
В конце концов, позже вы сможете переиздать книгу и за счёт издательства (такой вариант у меня ниже).
- Опубликовать за свой счёт в коммерческом издательстве
Здесь история уже другая, в рамках которой вы будете вкладывать намного меньше усилий, но больше денег.
На текущий момент существует огромное количество небольших коммерческих издательств (да и большие, которые публикуют например известных авторов, тоже оказывают такие услуги), основную деятельность которых составляет именно выпуск книг за деньги автора (ко мне такие стучатся чуть ли не ежемесячно).
Что могут сделать эти издательства?
Да всё. Написать за вас книгу (выше на картинке видно - "книга под ключ", а дальше мне девушка объясняла, что первые пять глав они пишут из информации, найденной "в открытых источниках", а дальше главред берёт у меня интервью и пишет уже с моих слов), отредактировать, снабдить иллюстрациями, разработать обложку, присвоить ISBN, опубликовать, сделать тираж в типографии, - все этапы.
Внимание! Пока готовилась к мероприятию, увидела в интернете жалобы, что иногда такие вот коммерческие издательства берут деньги за "книгу под ключ", но ISBN не присваивают (не регистрируют книгу в РКП), а просто рисуют случайный набор цифр или берут ISBN уже существующего совсем другого издания. То есть такая книга - не книга, она не может ни продаваться, ни распространяться какими-либо официальными путями (например через библиотеки или книжные сервисы). Она вне закона.
Вот не уверена насчёт этапа продаж (мне кажется, при публикации книги через коммерческое издательство продавать её вы будете сами, но возможно, они берутся за какую-то агентскую схему).
В общем, если у вас совсем нет времени или не очень получается писать, или есть наброски, но не доходят руки "допилить", а книгу хочется + есть деньги - то коммерческое издательство отличный вариант.
ПС: Для понимания вопроса стоимости - не претендую на истину, но шепталась с несколькими понимающими человеками, все сошлись где-то около цифры в полтора миллиона рублей за создание книги под ключ.
- Опубликовать за счёт издательства
Это самый предпочтительный для автора вариант. Ведь в этом случае издательство берёт на себя все затраты - на редактирование материала, оформление книги, присвоение ISBN, печать тиража, продвижение книги через интернет-магазины, а часто и через розничные сети. Да ещё и автору выплачивает роялти (авторские отчисления за каждый проданный экземпляр).
Или же - с самого начала выкупает авторские права за твёрдую сумму, а дальше уже само работает над окупаемостью этого вложения.
Одна проблема - издательство должно оценить вашу книгу как востребованную и качественную, чтобы это произошло.
Кого скорее опубликуют?
- Публичную персону, у которой сотни (хотя бы десятки) тысяч подписчиков. Потому что эти подписчики и будут основной аудиторией, покупающей книгу.
- Востребованного специалиста, чьё имя на слуху. Под влиянием его личного бренда скорее всего будет продаваться и книга.
- Автора, у которого много интересного материала в открытых источниках (собственно, у меня, да и не только, так и произошло с каналом здесь, на Дзене).
- Автора, чья книга, ранее опубликованная в интернет-издательстве (по сути, самостоятельно), уже стала бестселлером.
- Человека, который написал ооооочень интересно (для этого в издательствах работают команды редакторов, которые оценивают качество материала, - их контакты открыты, и они просят присылать им материалы).
Так что если у вас есть классный тематический материал, и вы готовы вложить какое-то количество времени/усилий во взаимодействие с издательствами - смело можно начинать с такого варианта. Только ищите издательства, которые совпадают с вашей книгой по специфике - художественная или деловая литература, взрослая или детская и т.п.
В этом варианте публикации вы просто передаёте издательству материал книги и подписываете авторский договор. Всё остальное оно делает само
[вы можете совещательно участвовать например в оформлении обложки или иллюстраций, но в издательстве работают профессионалы и далеко не факт, что они учтут ваше мнение].
Способствовать продвижению и продажам книги вы конечно же тоже можете (и важно это делать)), но даже это - одна из задач издательства, плюс - оно точно заинтересовано в максимально быстрых продажах, чтобы окупить тираж. С другой стороны, важно понимать, что у издательства выходит одновременно масса книг, и бегать с одной вашей как с писанной торбой оно не будет.
3. Как я опубликовала книгу с издательством?
Вообще это длинная история, я её пошагово рассказывала с несколькими предысториями в телеграмм-канале, здесь изложу коротко, чтобы вы могли туда не ходить, а основное прочитать).
Пишу на тему развития гибких навыков давно. Примерно с 2003 года (тогда это были профильные тульские газеты про поиск работы).
С 2007 публикуюсь в профессиональных изданиях, после 200 статей счёт публикациям вести перестала)))
С 2020 года активно веду текущий канал в Дзене (именно он стал основой для моей книги), до этого вела (и продолжаю это делать) рубрики и блоги в других источниках.
Сеть контактов у меня широкая в силу того, что я не только работаю с корпоративными заказчиками, но и выступаю на различных открытых мероприятиях, а также сама являюсь их организатором. Так что с директором издательства "Книгиум" я познакомилась ещё в 2013 году (они тогда только планировали открываться).
И вот пару лет назад мы заговорили о том, что у меня много интересного материала, который просится в книгу. Сказано - сделано)))
Около года я динамила издательство, а потом всё же собралась, и мы поставили книгу в очередь публикации.
Самый главный вопрос-хит это “Сколько времени ты писала книгу?”
Что на него отвечать, я затрудняюсь)
- Тренировалась писать внятным и структурированным языком я почти 20 лет
- Статьи на Дзене, на основе которых написана книга, я собирала около 4 лет (на основе опыта, которому сильно больше))
- Саму книгу в последовательную структуру, с вопросами и заданиями я собирала около 3 недель (хотя это было весьма экстремально))
4. Что нужно, чтобы написать и опубликовать книгу?
Это будет коротенький завершающий блок.
Если вы хотите написать книгу - важно не только хотеть, но и писать.
Вдохновение - это конечно прекрасно, но намного важнее ДИСЦИПЛИНА.
И да, если вы решите для себя, что хотя бы 15 минут в день (но каждый день!) посвящаете написанию книги, то очень быстро вы увидите, как она начала двигаться. А если вы ловите вдохновение и пишете сразу 100 страниц, но раз в десять лет - увы, прогноз значительно более печальный.
А ещё конечно важно не сдаваться. Если вы уверены, что вы написали классную книгу (и у вас есть ещё хотя бы один подтверждающий голос)), но издательства вам отказывают - это не повод опускать руки.
Помните, что например Джоан Роулинг получила 12 отказов от издательств, прежде чем нашёлся тот, кто решился на публикацию "Гарри Поттера".
А тем временем суммарный тираж проданных книг сейчас более 500 миллионов (!) экземпляров.
Если у вас остались вопросы - с удовольствием на них отвечу))