Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Барон Жиль де Ре, или Откуда взялась легенда о Синей Бороде?

Синяя Борода – персонаж французского фольклора, известный тем, что был много раз женат и убил каждую из жен. Но у этого зловещего образа был и возможный реальный прототип – барон Жиль де Ре (также де Рец и де Рэ) из рода Монморанси-Лавалей. В его насыщенной биографии переплелось немало ярких моментов: увлечение алхимией, участие в Столетней войне, дружба с Жанной д’Арк, наконец арест, суд инквизиции и казнь. Познакомимся с этой интригующей личностью и узнаем, почему образ Жиль де Ре послужил основой для распространения сюжета о Синей Бороде. Жиль де Ре родился в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу в 1405 году. Он происходил из аристократической семьи и был потомком крупных феодальных домов, включая очень известный род Монморанси. Жиль получил отличное образование, изучал древние языки, очень любил читать и даже собрал в зрелые годы большую коллекцию книг и различных древностей. Он обладал любознательностью и пытливым умом. Матери Жиль де Ре лишился рано, а когда ему было 11 лет, по
Оглавление

Синяя Борода – персонаж французского фольклора, известный тем, что был много раз женат и убил каждую из жен. Но у этого зловещего образа был и возможный реальный прототип – барон Жиль де Ре (также де Рец и де Рэ) из рода Монморанси-Лавалей. В его насыщенной биографии переплелось немало ярких моментов: увлечение алхимией, участие в Столетней войне, дружба с Жанной д’Арк, наконец арест, суд инквизиции и казнь. Познакомимся с этой интригующей личностью и узнаем, почему образ Жиль де Ре послужил основой для распространения сюжета о Синей Бороде.

Происхождение и юность

Жиль де Ре родился в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу в 1405 году. Он происходил из аристократической семьи и был потомком крупных феодальных домов, включая очень известный род Монморанси. Жиль получил отличное образование, изучал древние языки, очень любил читать и даже собрал в зрелые годы большую коллекцию книг и различных древностей. Он обладал любознательностью и пытливым умом.

Гравюра замка Машкуль
Гравюра замка Машкуль

Матери Жиль де Ре лишился рано, а когда ему было 11 лет, потерял и отца. Он стал наследником огромного состояния, а его дальнейшим воспитанием занялся дед – Жан де Краон. Он считал, что внуку больше подойдет военная карьера, поэтому юноша стал больше внимания уделять фехтованию и верховой езде, полюбил соколиную охоту.

А в 16 лет Жиль по настоянию деда женился на своей двоюродной сестре Катрин де Туар, приходившейся родственницей будущему королю Карлу VII. В браке родилась лишь одна дочь, и, по-видимому, особых чувств между супругами не было.

Непростой нрав Жиля де Ре проявился в достаточно молодом возрасте. Так, ввиду семейных тяжб и борьбы за наследство он вместе с дедом пошел на похищение своей родственницы по жене Беатрис де Монжан и угрожал убить ее, если она не откажется от своего приданого; были и другие случаи, когда он не чуждался вымогательств.

Военная карьера

Для многих молодых аристократов военная служба была лучшим способом выдвинуться – тем более, в то неспокойное время, когда Европа была охвачена пламенем бесконечных войн. Конкретно во времена молодости де Ре уже не первое десятилетие длилась кровавая Столетняя война – между Францией и ее союзниками с одной стороны и Англией и ее союзниками – с другой.

Жиль де Ре
Жиль де Ре

Де Ре присягнул на верность молодому дофину Франции Карлу. За свой счет он формировал военные отряды и совершал рейды по землям, штурмовал замки. В тот же период он познакомился с главной национальной героиней Франции времен Столетней войны – Жанной д’Арк. Он стал ее телохранителем и наставником, а ведь ему самому-то было на тот момент всего 23 года.

Вместе с Жанной он доблестно сражался под Орлеаном и при Жарко. А когда Жанна попала в плен в 1430 году, де Ре собрал отряд и попытался ее освободить. Увы, не вышло: девушку казнили раньше, чем Жиль подоспел со своим войском. Но он остался верен ее памяти.

Но блистательные подвиги молодого барона не были забыты: в 25 лет он получил звание маршала Франции – ранее никто не удостаивался такой чести в столь молодом возрасте. Сыграла свою роль и благосклонность к нему дофина Карла. В 1429 году Карл короновался в Реймсе и стал полноправным властелином страны. К сожалению, новоиспеченный монарх очень быстро забыл свои финансовые и моральные долги перед бароном. Так бывает.

Увлечение алхимией и оккультизмом

В 1433 году Жиль вышел в отставку и стал постоянно проживать в одном из своих поместных замков под названием Тиффож. Несмотря на то, что у де Ре были огромные владения, он нередко испытывал нехватку средств. Земли не всегда давали хороший доход, к тому же необходимо было содержать укрепления и платить жалованье солдатам.

Жанна д'Арк
Жанна д'Арк

К тому же Жиль де Ре не умел жить по средствам. Как и многие аристократы своего времени, он привык к роскошному образу жизни, скупал редкости, драгоценности, старинные рукописи, имел огромную свиту в две сотни рыцарей, устраивал шумные и дорогие развлечения: ярмарки, театральные представления, фарсы.

Понятно, что постепенно его капиталы истощались все больше. С этим-то, в частности, связано увлечение барона алхимией – ведь алхимики мечтали добыть легендарный философский камень, способный превращать обычные металлы в золото.

Он стал приглашать в свой замок магов, чародеев, толкователей снов – и опять же растрачивал на них огромные средства. Впрочем, отдадим ему должное: Жилем руководила не только жажда увеличить с их помощью свое состояние, но и присущая ему любознательность: алхимия помогала ему проникнуть в тайны природы.

Особенным доверием барона пользовался итальянский некромант Франческо Прелати. В замке Тиффож он устраивал сеансы, на которых якобы вызывал демонов. Нужно признать, что увлечения алхимией, чернокнижием и оккультизмом сурово порицались католической церковью и заслужили Жилю де Ре дурную славу, что в итоге вышло ему боком.

Руины замка Тиффож
Руины замка Тиффож

Участь барона осложнило еще одно обстоятельство. Не дождавшись благодарности от короля Карла, он сблизился с его наследником – дофином Людовиком (будущим Людовиком XI). Дофин откровенно строил интриги против отца, и Карл об этом знал. Так что Жиль сознательно взял на себя риск. Наказание вскоре последовало: король издал указ, запрещающий де Ре возможность закладывать свои поместья.

Это стало новым ударом по финансовым делам барона и подстегнуло его увлечение алхимией. Теперь уже его природная любознательность уступила место откровенной жажде наживы, его больше не интересовали опыты как таковые, ему хотелось как можно скорее получить золото. А влияние Франческо Прелати на своего клиента возросло многократно: видимо, ему как-то удалось убедить барона в своих магических способностях.

Начало конца

Дурная слава о бароне и его алхимических опытах распространилась по всей Бретани и ужаснула людей. А в таких случаях неизбежно и появление слухов. Так, например, поползла молва, что он использует в своих экспериментах крестьянских младенцев, совершает надругательства над подростками обоих полов.

Летом 1440 года епископ Нантский выступил в кафедральном соборе и обвинил Жиля де Ре в преступлениях против детей. Тогда же он потребовал, чтобы люди, располагающие информацией о преступлениях барона, доносили о них лично епископу. Ну что ж, людям порой только дай повод поговорить, а нелюбовь народа к де Ре уже была известна. Так что грядущее обвинение не испытывало недостатка в свидетелях.

Сеть стягивалась вокруг барона все туже. Проинформировали инквизицию, и уже через несколько дней был готов обвинительный акт, вменявший барону в вину чудовищные вещи: колдовство, жестокие убийства детей, надругательства над телами, а также предполагаемое похищение одного духовного лица... К слову, немного о нравах того времени: преступления над детьми, особенно крестьянскими, отнюдь не карались сурово, особенно когда под обвинение подпадала знатная особа. А вот колдовство считалось куда более тяжким преступлением.

Жиль де Ре это понимал. Но когда его вызвали в суд, он все же не пустился в бега, а с должным самообладанием предстал перед обвинителями.

Суд, казнь и посмертная судьба

Процесс был громкий и откровенно грязный. Множество свидетельских показаний, не имеющих достоверности, угрозы в адрес слуг и приближенных барона, пытки, издевательства со стороны народа... Главное доверенное лицо де Ре – тот самый алхимик Франческо – заявил под присягой, что барон кровью подписал соглашение с демоном и приносил ему человеческие жертвы – особенно часто в виде детей. Показания против него давали и другие. Например, его телохранители Гриар и Корийо заявили, что в темнице замка хранились человеческие головы.

Суд над де Ре
Суд над де Ре

А что же барон? К его чести нужно признать, что он стойко противостоял обвинению, всеобщему осуждению, насмешкам черни, предательству своих доверенных лиц. Но тут в ход пустили самое верное средство: пытку. Этого маршал Франции уже не смог выдержать и подтвердил все предъявленные ему обвинения, в том числе в убийстве аж 800 детей (даже сам суд счел это число чрезмерным и остановился на 150).

Жиля де Ре приговорили к сожжению на костре, но поскольку он покаялся и примирился с церковью, ему оказались «милость» в виде предварительного удушения вместо сожжения заживо. Приговор был приведен в исполнение 26 октября 1440 года при огромном стечении народа. Вместе с бароном казнили его слуг.

Историки нашего времени тщательно изучили процесс де Ре и нашли много несостыковок. Во-первых, свидетельства против него не были надежны. Одни обвиняли барона, потому что не любили его, другие были запуганы. Надеясь спасти себя, они готовы были плести любую ложь, какую потребовал бы от них суд.

Что касается признаний самого де Ре, то под пыткой люди признавались и не в таких вещах. И вот еще что: в замке барона не нашли никаких свидетельств убийства детей и вообще кого-либо. Ни одного трупа, ни одной кости. Ни тогда, ни в наше время. За всем этим судебным процессом вполне могла стоять политическая игра: де Ре, как было сказано выше, стал поддерживать дофина Людовика после того, как Карл отрекся от своего бывшего союзника. А Карлу это не нравилось.

Наконец, половина владений де Ре была заложена церкви. В случае его смерти церковь, естественно, получала весь заклад себе, что было ей выгодно. Так что вполне возможно, что барон попросту стал жертвой интриг. Но вряд ли мы узнаем, как все произошло на самом деле.

А при чем тут Синяя Борода?

Хотя судьба Жиля де Ре весьма интересна, остается главный вопрос: каким образом он послужил прототипом для фольклорного злодея? Одна вещь очевидна: де Ре был женат лишь один раз. Никаких семи–восьми–десяти и более жен, которых приписывают Синей Бороде.

Синяя Борода
Синяя Борода

Но проблема в том, что Жиль де Ре снискал себе крайне мрачную славу. Мы не зря сказали, что в молодости он занимался вымогательствами в тяжбах за наследство. Но это еще полбеды, а вот его алхимические штудии вызывали у народа подлинный суеверный ужас. Так что люди с удовольствием приписали бы ему любые злодеяния.

Возможно, множество якобы убитых им младенцев в народном сознании со временем трансформировалось во множество убитых жен. Вспомним, что свидетели обвинения к тому же заявляли о спрятанных в замке Тиффож головах жертв (а в сказке о Бороде жена как раз обнаруживает запрятанные в замке останки его прошлых жен).

И еще одна интересная деталь. Жиль де Ре действительно носил бородку, правда, русую, а не синюю. Но есть версия, согласно которой синебородыми называли в те времена мужчин, вовсе не носивших бороды, то есть выбритых «до синевы». К Жилю это явно не относится.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: