1 июля 1863 года Нидерланды отменили рабство в оставшихся к тому времени колониях, Суринаме и на Карибских островах. В современной Голландии этот день отмечают как Кети Коти, что означает "разорванные цепи". Я давно хотела углубиться не просто в историю голландской работорговли, но в отношения современных голландцев и потомков рабов, сегодня есть хороший повод для этого.
Истрия рабства и законы Голландии
История рабовладения в Европе начинается отнюдь не с торговли африканским населением. Мы же все знаем про рабство в Римской Империи. И эта практика была распространена не только во сферах влияния римлян. Рабы были и у кельтов, и у германских племен - просто по праву сильного. Известно, что фризы, древние голландцы, участвовали в торговле рабами на континенте, доставляя товар на рынки Испании и Египта. Попадали в рабство и сами европейцы (слышали о галерных рабах?).
Серьезное изменение наступило в середине 15 века, когда папа Евгений IV запретил обращать в рабство христиан. Вероятно, к тому времени рабство уже не имело такой практической ценности для европейского бизнеса, так что запрет был скорее формальностью. В 16 веке в Габсбургских Нидерландах приняли Римское Право, точнее голландско-римское право. И вот благодаря этим законам оказалось, что рабство не так уж и беззаконно, есть варианты. На территории Нидерландов рабства официально не было: например, бежавший раб вполне мог обратиться в суд и быть признан свободным на территории Нидерландов. В то же время, испанцы и португальцы, а позднее и голландские колонисты, привозили в страну своих рабов в качестве домашних слуг. На сравнительно малое число привезенных рабов попросту закрывали глаза.
В 18 веке закон пришлось уточнить. С одной стороны, все люди на территории Нидерландов должны быть признаны свободными и обладать всей полнотой прав. С другой стороны, нельзя лишать законного права собственности рабовладельцев. Что делать? Ввели временное ограничение, сродни туристической визе: если раба ввезли в страну на срок до 6 месяцев (иногда до 12), то его статус не может быть изменен. Очень удобно.
Работорговля вне Голландии
Освоение Америки привело к потребности в рабочей силе. Затухшая было в Европе работорговля вспыхнула с новой силой.
Этот момент я считаю важным для понимания - коммерческая необходимость и существующие законы делали работорговлю в целом приемлемой.
Однако в Нидерландах уже тогда торговля людьми считалась аморальной, идущей против христианских ценностей. И тем не менее... Известен контракт между голландским купцом и испанским монархом от 1528 года на поставку 4000 рабов в течение 4 лет из Африки на Карибы.
Доля голландцев в атлантической работорговле оценивается в 5%. В 1621 году была образована Голландская Западно-Индийская Компания. Среди прочего, компания вполне успешно терроризировала испанские и португальские суда, отбирая товары, выручку и конечно, рабов. К середине 17 века голландцы завоевали или выкупили значительные колонии в Африке, что привело и к росту работогровли. Снова встал этический вопрос, который был решен к вящему благополучию бизнеса. Вспомните указ папы Евгения IV 200-летней давности - христиан нельзя обращать в рабство. Вывод - не-христиане, потомки Хама, обречены на рабство.
Для меня понимание этого факта привело к новому взгляду на миссионерскую деятельность католической церкви: обращение местного население в христианство спасало его от рабства.
Мировая и голландская работорговля достигла пика в 18 веке. Рабочая сила требовалась на плантациях сахарного тростника, табака. Росло число рабов, что приводило к восстаниям. В Суринаме беглые рабы уходили вглубь станы, в непроходимые джунгли, откуда регулярно нападали на плантации, освобождали других рабов, и даже захватывали форты. Бороться с этими партизанами было крайне сложно. В Европу стали доходить сведения о жестокости подавления этих восстаний. В 1797 году один шотландец на службе у голландцев опубликовал брошюру "Рассказ о 5-летней экспедиции против восставших негров Суринама", с леденящими душу иллюстрациями. Считается, что именно это произведение привело к возмущению в британском обществе, и впоследствии именно британцы активно выступали за полный аболюционизм рабства.
Малоизвестно, но в Юго-Восточной Азии рабами были выходцы из современной Индии и Индонезии. Их число было существенно выше африканских рабов в Южной Америке. Они работали преимущественно на стройках - инфраструктура, жилые дома, фортификационные сооружения, порты и верфи. Рабов именно из Индии и Индонезии ввозили в колонию в Южной Африке.
Конец рабства
В конце 18 века произошло сразу несколько событий. Мировой экономический спад, затем Война за Независимость в США, восход Французской Империи в Европе. Голландия проиграла по всем фронтам, работорговля была свернута, колонии переходили к победителям одна за другой. Еще один малоизвестный факт - в Европе научились выращивать и перерабатывать сахарную свеклу, и этот дешевый сахар стал серьезным конкурентом тростниковому из колоний. Кроме того, в сельском хозяйстве начали использовать машины, что дешевле ручного труда. Таким образом, голоса, выступающие за отмену рабства из моральных соображений и христианских ценностей наложились на чисто экономические причины.
В 1814 британцы запретили торговлю (но не вледение) рабами. В то время на британском престоле находился голландский монарх Виллем I, так что закон непосредственно затронул и Нидерланды. К середине 19 века выходили все новые законы, касающиеся конкретных колоний. Так Восточно-Индийские рабы получили свободу в 1860 году, Суринам и Карибы - в 1863, а последние акты вышли аж в 1910 году.
Однако право частной собственности все же важнее. В Голландии бывшие рабовладельцы получали компенсацию от государства от 50 до 350 гульденов за раба, в зависимости от возраста. Бюджет компенсаций составил около 12 миллионов гульденов, порядка 10% государственных расходов в 1863 году. На сегодняшние деньги это порядка 250 миллионов евро.
И это еще один важный момент для понимания отношения к рабству в голландском обществе. Все осуществлялось по закону и с уважением права собственности. Моральная же составляющая законами не описывается.
Вместо рабства, с работниками стали заключать контракты, часто вынужденные, на долний срок, чтобы они оставались работать на тех же плантациях и не подорвали бизнес.
По оценкам историков, голландцы перевезли и продали до 2 миллионов рабов по всему миру. Большая часть пришлась на Азию. На момент отмены рабства в Суринаме и Антиллах, официальный список включал около 40 тысяч человек.
Отношение к рабству в современной Голландии
Тема никогда специально не замалчивалась - в этом не было необходимости, ведь мы помним, все происходило по закону. В рекламе "колониальных товаров" повсеместно использовались образы темнокожих.
За начало отсчета рефлексии я бы взяла следующие события. Суринамцы массово поехали в бывшую метрополию с 1975 года, когда после объявления независимости в стране жителям предоставили возможность выбора гражданства. Затем в стране произошла гражданская война, экономический спад... Сейчас население Суринама 650 тысяч человек, а в Нидерландах суринамцев и их потомков насчитывают 350 тысяч.
Такое существенное число суринамцев в Нидерландах привело к тому, что именно голос этой группы говорит об исторической справедливости. Праздник Кети Коти 1 июля, о котором я упомянула в начале статьи - это национальный праздник освобождения суринамцев, отмечается в стране с 1955 года. О рабах в других колониях упоминают на втором плане.
В 2002 году открыли монумент в память о рабстве в Амстердаме. У этого памятника собираются суринамцы 1 июля, надевают национальные костюмы, произносят речи, слушают музыку и поют. Судя по новостным сюжетам даже сегодня посетителей не очень много. Особой реакции среди голландцев не последовало - толерантность к мирным собраниям.
В 2011 году зародилось движение против сказочной фигуры Черного Пита, помощника Святого Николая в голландской традиции. Мол, не помощник он, а раб. И голландцы, которые ради роли мажут лицо черной краской - это расизм. Стоит и говорить, что инициатором движения выступил человек с карибскими корнями, ныне гражданин Нидерландов. Вот это движение вызвало серьезное недовольство среди голландцев. Это их традиция, детский праздник, руки прочь! И вообще, в Суринаме и на Карибах этот праздник отмечают еще активнее, чем в Голландии. Участников движения обвиняют в поиске дешевой публичности. Каждый год конфликт обостряется осенью, затем, после праздника, затухает. Все же голландцы пошли на небольшие уступки. Общество остается разделенным - толерантность против приверженности традициям.
В 2015 году голландский король отказался от пользования золотой каретой, которую провозгласили символом колониализма. Красивый жест, но сами голландцы отнеслись к нему спокойно - тема неприятия публичной демонтсрации богатства в этой стране имеет длительную историю. Карету можно посмотреть в музее.
В 2022 году премьер-министр Нидерландов официально попросил прощения от имени государства за историческую роль страны в работорговле. На следующий год прощения попросил и голландский король. А вот город Хорн отказался просить прощения и не признал уже высказанные слова руководства страны! Только здесь такое возможно
Последние новости в этой области - суринамские граждане Нидерландов заводят разговоры о компенсации потомкам рабов. Голландцы недоумевают - с какой стати, столько лет прошло, да и прощения уже просили? Думаю, это вопрос времени, лет 10 как минимум.