Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом князя Сидамон-Эристова там, где родился московский «Музей старины»

Шестиэтажный розовый дом с ионическими парными колоннами и полуротондой в угловой части, стоящий возле Патриарших прудов, знает, наверное, любой москвич. Но все равно очень непросто, гуляя поблизости, в очередной раз не взглянуть на него, рассматривая его очертания и детали убранства. Сегодняшняя небольшая заметка будет завершающей в очередном цикле, посвященном прогулке между Тверской улицей и Патриаршими прудами. Все рассказы об этой замечательной старинной местности можно найти в специальной подборке: Его построили «глаголем», то есть Г-образной формы, в 1910-1911 годах в модном тогда неоклассицизме, устроив крылья, одно из которых обращено в Ермолаевский переулок, а другое к Малой Бронной, зеркальным отражением друг друга в лучших традициях былого классицизма. Единственное, что уличное крыло существенно короче. И украсили фасады лепными фризами и панно… Его заказчиком стал грузинский князь Александр Дмитриевич Сидамон-Эристов (Сидамонидзе) – юрист, к моменту выхода в отставку служи
Оглавление

Шестиэтажный розовый дом с ионическими парными колоннами и полуротондой в угловой части, стоящий возле Патриарших прудов, знает, наверное, любой москвич. Но все равно очень непросто, гуляя поблизости, в очередной раз не взглянуть на него, рассматривая его очертания и детали убранства.

Сегодняшняя небольшая заметка будет завершающей в очередном цикле, посвященном прогулке между Тверской улицей и Патриаршими прудами. Все рассказы об этой замечательной старинной местности можно найти в специальной подборке:

Прогулка от Тверской до Патриарших и Спиридоновки | Тайный фотограф Москвы | Дзен

Его построили «глаголем», то есть Г-образной формы, в 1910-1911 годах в модном тогда неоклассицизме, устроив крылья, одно из которых обращено в Ермолаевский переулок, а другое к Малой Бронной, зеркальным отражением друг друга в лучших традициях былого классицизма. Единственное, что уличное крыло существенно короче.

И украсили фасады лепными фризами и панно…

…В подобии античных барельефов

Его заказчиком стал грузинский князь Александр Дмитриевич Сидамон-Эристов (Сидамонидзе) – юрист, к моменту выхода в отставку служивший при Министерстве внутренних дел в чине надворного советника, известный благотворитель, являвшийся почетным членом Московского совета детских приютов и членом дамского Тюремно-благотворительного комитета.

(9 фото)

Изначально дом имел меньше этажей, его надстроили в 1930-х. А построившим его архитектором стал петербургский зодчий Виктор Андреевич Величкин.

  • К слову, есть в Москве как минимум еще одно здание его авторства, во многом похожее на это. О нем я писал совсем недавно, интересно, кто-нибудь вспомнит? В конце статьи дам свой ответ, но если угадали – обязательно напишите в комментариях.

После открытия дома его меблированные квартиры заселили театральные и концертные деятели, средней руки чиновники и люди науки.

И, надо сказать…

…Дом этот оказался построен именно здесь не случайно

Еще до его постройки, в самом начале двадцатого века на этом самом месте жила супруга крупнейшего землевладельца Харьковской губернии Наталья Леонидовна Шабельская (урожденная Кронеберг), знаменитая создательница частного Музея старины, коллекционер русских народных костюмов, головных уборов и уникальных образцов русских, восточных и европейских тканей.

Наталья Леонидовна Шабельская. Фото из открытых источников
Наталья Леонидовна Шабельская. Фото из открытых источников

Да и сам музей располагался практически здесь же, на углу Садовой и Бронной.

Большую часть времени, правда, в течение последних десяти лет жизни Наталья Леонидовна проводила заграницей, пытаясь на курортах Франции поправить здоровье, да там и скончалась в 1904-м.

Еще при жизни часть своей коллекции Шабельская подарила Императорскому Историческому музею, за что была удостоена чести стать его действительным членом. А после ее смерти дочери – Варвара Петровна и Наталья Петровна – треть оставшейся коллекции передали петербургскому Русскому музею в дар, а две трети продали ему же за сорок тысяч рублей золотом.

После революции большинство экспонатов оказалось заграницей, но благодаря Павлу Михайловичу Толстому-Милославскому многое из покинувшего Россию смогло вернуться обратно, сегодня являясь частью экспозиций Эрмитажа, Русского музея, Государственного Исторического и нескольких других музеев.

Но это случится много позднее. Вскоре же после смерти матери, старшая дочь Шабельской Варвара Петровна вышла замуж за князя Сидамон-Эристова, в результате чего на месте их старого дома в 1911 году и вырос этот самый доходный дом.

(7 фото)

В 1930-е годы дом перешел в ведение Министерства обороны СССР, и в нем поселились многие советские военачальники, а позднее и фронтовики – Герои Советского Союза.

В 1939 году до того имевший четыре этажа дом превратился в шестиэтажный, а в 1947-м крыло, что смотрит окнами на Патриаршие пруды, подросло благодаря пристройке, выполненной архитектором Александром Сергеевичем Смирновым.

(7 фото)

Сегодня это дом №13, строение 4 по Ермолаевскому переулку, но внешне он неотличим от основной, исторической части, носящей номер 31/13 (или 13/31, смотря с какой стороны к нему подойти).

  • А еще под одним домом авторства Виктора Андреевича Величкина в начале этой заметки я имел в виду доходный дом Обуховой и Оболенского в Камергерском переулке. Согласитесь, они имеют весьма много общих черт.

Я же на этом прервусь со своей очередной прогулкой вокруг Патриарших прудов, но уверен, что еще не раз и не два сюда вернусь. К слову, я всегда рад, если мои дорогие читатели сами предлагают мне, на что обратить внимание и где погулять.

-6
Доходный дом А.Д. Сидамона-Эристова, достопримечательность, Малая Бронная ул., 31/13, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!