Свалил меня жестокий приступ радикулита, шестой день не выхожу из дома. Такого со мной со времен ковида не было, обычно больше двух дней не болею. Так что о новых встречах с птичками рассказать не могу, буду продолжать вспоминать о нашем майском автотрипе Екатеринбург-Ставрополье-Калмыкия-Приэльбрусье-Екатеринбург.
15 мая по дороге в сторону Приютного остановились у Маныча, примерно там, где на карте пролегает граница между Ставропольем и Калмыкией. Там на берегу я долго гонялась за морским зуйком.
Гонялась — фигурально выражаясь, подкрадывалась как индеец в прериях к дикой индейке. Все зуйки — очаровательны и хороши в качестве фотомодели. Бегают они стремительно, как будто у них колесики вместо лапок, но иногда останавливаюся и замирают, словно прислушиваются к чему-то или задумываются о тщете всего сущего. И вот тогда надо успеть нажать на затвор.
На следующей остановке, в окрестностях села Манычского, мы обнаружили маленькую колонию деревенских ласточек под мостом.
В тростниках перелетала всякая мелкая камышовковая птичь, плавали лысухи и серощекие поганки. Я надеялась, что мне удастся найти тонкоклювую камышовку, но Мерлин подсказал, что поет тростниковая. Мерлину (приложение для идентификации птиц) не всегда можно доверять, а я не различаю голоса камышовок, которые у нас не водятся. Кроме, конечно, дроздовидной — ее кряканье и ор ни с чем не спутать. Дома уже разбирала фото и поняла, что Мерлин не ошибся, на этом маленьком прудике я сняла тростниковую камышовку.
Встречались в этот день в дороге сизоворонки, сидящие на проводах и побщие самцы черноголовых овсянок. И те, и другие были далеко и на фотосессию не согласились, фото технические.
А еще из окна понаблюдали за эпизодом любовной жизни кольчатых горлиц. Самец всячески «подкатывал» к самке, но взаимности не получилось. «Уж я к ней и так и эдак, со словами и без слов»...
Вечером мы снова прогулялись по заброшенным садам в Дивном. Я, отмахиваясь от комаров, долго пыталась найти ракурс, чтобы снять южного соловья, поющего в зарослях, но хороших кадров не вышло. Песня у него не такая красивая как у «нашего» восточного. Вот как о ней пишет Геннадий Симкин в книге «Певчие птицы»:
Песня южного соловья значительно короче, чем у восточного. Она чаще состоит из 4-6 колен или серий звуков. Сами звуковые структуры, или конструкции, этой песни довольно просты и намного уступают наиболее совершенным конструкциям песни восточного соловья. Можно, по-видимому, утверждать, что песня восточного соловья сформировалась как бы от слияния двух независимых классов песен западного, или южного соловья. Первый класс — это почины, свисты и дудки. Эти типы колен южный соловей часто поет самостоятельно, отдельно. Для многих, особенно южных, популяций западного соловья эти типы звуков являются основными. Поэтому песня западного соловья часто кажется минорной, чистой и немного печальной. Второй класс звуков — это стукотни, дудки, раскаты и дроби. Эти звуки в совершенстве разрабатывают только некоторые популяции восточного соловья. Даже у этого более молодого и сильного вида часто встречаются популяции, лишенные раскатов, дробей и некоторых классов дудок.
Мы уже шли к выходу, когда я услышала крик какого-то хищника. Мерлин уверил меня, что это перепелятник, хотя у меня были сомнения. Я полезла в чащу и увидела средних размеров хищную птицу, которая сидела довольно высоко на ветке и тревожно кричала. Я не успела ее снять, она сорвалась и стремительно улетела. Я решила поискать, нет ли где-то тут гнезда и стала бродить между деревьями. Скоро птица вернулась и села недалеко от меня. Удалось снять ее со спины. Я решила, что это самка перепелятника. И только дома, разбирая снимки, опознала тювика. Да, в определении хищных птиц «в поле» мне еще тренироваться и тренироваться! Самое надежное отличие тювика от перепелятника — темные глаза, да и верх тела у него более однотонный.
Европейский тювик Tachyspiza brevipes: Гнездится в лесостепной и степной зоне Евразии от Украины до Урала, на Балканах, в Турции, Иране, на Кавказе; ареал состоит из изолированных участков. Зимует в Африке к югу от Сахары. В России тювик — редкий, спорадично распространённый вид, включён в Красную книгу. В 2014 году на юге России гнездилось не менее 700–1000 пар, а общая численность в России оценивали в 2,0–2,8 тыс. пар.
- Птичьих благословений читателю, приславшему первый донат здесь, в Дзен, донаторам через сервис поддержки творческих людей Френдли! Также можно поддержать меня напрямую, на карту Т-банка 2200 7008 6165 8192