На платформе Окко и Первом канале стартовал показ сериала "Государь", амбициозного исторического проекта о юности Петра Первого и годах, которые он провел на царском престоле. Делать выводы о целом проекте по стартовому эпизоду – моветон, но о своих первых впечатлениях рассказать можно. Тем более что какими-то спойлерами я вам просмотр вряд ли испорчу – только если вы совсем не знаете историю российского государства, детали прихода молодого Петра к власти и дальнейших событий. Поэтому давайте вместе дадим оценку драме, которая должна раскрыть тайну величайшего из российских правителей прошлого.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Прежде чем говорить о результате, стоит отметить, с какими целями за сериал брались его создатели. Авторы еще до начала работы над "Государем" рассказывали, что фигура Петра в российской культуре во многом мифологизирована, его позднейшие жизнеописания переполнены вымыслом, а образ строится не на реальной исторической фигуре, а на неких литературных и киноперсонажах, слишком далеких от действительности. В новом сериале во главу угла ставились подлинные факты биографии первого императора, зафиксированные свидетельства современников, документы эпохи. Разумеется, от каких-то визуальных и стилистических шаблонов, вроде широкого шага и усиков, отходить не имело смысла, но в остальном "Государь" снимался с целью зафиксировать исторически достоверный портрет важнейшего лица русской истории.
И тут сразу возникают вопросы. Нет, не к достоверности демонстрируемых в кадре событий, а скорее к тональности их подачи – складывается впечатление, что авторы сериала несколько испугались собственной напористости. Так, "Государь" стартует с исторического эпизода, известного как Стрелецкий бунт. После смерти царя Федора Алексеевича у престола сложилась конфликтная ситуация с наследниками от разных супруг правителя, которая переросла в прямые столкновения вооруженных сторонников старшей Софьи и более юных Петра и Ивана. Полноценная гражданская война, во время которой по Москве буквально пронеслась волна бессудных казней, в сериале показана... митингом у стен царских палат. И практически бескровной, с шуточками и улыбками передачей власти. Я, конечно, не Станиславский, но, простите, не верю.
Дальше – не лучше. Сериал лавирует между демонстрацией военных игрищ Петра и его увлечением заморскими диковинками в Немецкой слободе. И, к сожалению, оба направления не вызывают доверия. В "маневрах" Петр показан безрассудным и неуязвимым, спасающим жизни людей, одновременно демонстрирующим чудеса сноровки и гений стратегии. Однако сделано это столь топорно, что выглядит постановкой в плохом смысле слова. Наверное, сражения потешных полков и впрямь были игрой в поддавки, но сериал-то их выдает за серьезную муштру и подлинные учения. И выглядит это крайне наивно. То же касается сегмента с увлечением иностранцами – сложно поверить в подлинность событий знакомства Петра с Александром Меншиковым и Францем Лефортом. Это как раз больше похоже на беллетристику уровня "Бриджертонов" и "Великой", а не на восстановление исторической достоверности.
Другая существенная проблема "Государя" – нарочитая двусмысленность всего показанного в первом эпизоде. Текущая политическая и общественная ситуация требует жестких позиций, четких высказываний и конкретных выводов, но авторы сериала в каждой сцене словно прячут в кармане фигу, а может, и что-то похуже. Открывает проект сцена со спасением Петром нескольких своих воинов, тонущих в ледяной воде. За кадром звучит пафосная речь о том, как правитель России готов был отдать жизнь за своих, но выглядит эпизод крайне глупо – бестолковая гибель кораблика, неподготовленные бойцы, Петр, ныряющий в тяжелой верхней одежде (чтобы не замерзнуть, наверное). Это не подвиг, а глупость.
Столь же странно смотрится всё, что связывает Петра и Немецкую слободу. Внешний нарратив подает аудитории будущего его глубоким государственником, защитником русских интересов, человеком, трансформировавшим отсталый периферийный союз княжеств в полноценную мировую империю. Но что мы видим в сериале? Инфантила, приходящего в восторг от домкрата, кафтана и музыкальной шкатулки, мальчишку, увлеченного первой встречной и ради нее скачущего по крышам. Возможно, это такой драматургический способ показать преображение героя под воздействием внутренней борьбы патриота и западника, но пока она показана крайне слабо. В гораздо большей степени первый эпизод смотрится поклепом и компрометацией – вот, мол, какой у нас "государь" был, за голландскими панталонами бегал, над немецкими платьями вздыхал, млел от условных "бургеров и картошки фри" того времени.
Но, опять же, я готов взять все свои слова обратно, как только сериал выйдет на тот курс, который, я надеюсь, изначально задумывался – вперед к превосходству родного над западным, к глубокому и безоговорочному патриотизму, к раскрытию подлинных механизмов роста Российской Империи той эпохи. Полагаю, всё это припасено на второй и последующие эпизоды – иначе, зачем это всё. Тогда "Государь" сможет стать действительно флагманским историческим проектом, формирующим новое ощущение от персоны Петра Первого. У проекта всё для этого есть: грандиозные декорации, позволяющие делать полноценное многосерийное кино, а не дешевое телемыло, впечатляющий набор создателей, имеющих узнаваемый стиль, актерский состав, не дающий поводов усомниться в таланте и отдаче на площадке.
Весь вопрос – исключительно в сценарии и расставленных в нем акцентах. Допускаю, что болезненные симптомы стартового эпизода разовьются в хроническую болезнь, которая "Государя" умертвит, не дожидаясь финала. Но с большей готовностью верю в то, что всё сложится хорошо – в конце концов, и в реальности Петр принял Россию со стрельцами, а оставил с великими армией и флотом. Буду ждать продолжения и разворота настроения и атмосферы в сторону русскости, здорового самолюбования и принятия истинного исторического предназначения страны и ее властителей.
Делитесь в комментариях своими впечатлениями от уже увиденного и предположениями, получится ли из "Государя" что-то по-настоящему стоящее. Ваши мысли часто становятся вдохновляющими идеями для моих будущих тем. Кое-какими свежими материалами я поделюсь с вами совсем скоро, и они будут ничуть не менее интересными. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не отступайте и не сдавайтесь, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: