Редким картинам достается особое место в истории. Лент, про которые впоследствии говорят "до и после" – совсем мало, можно пересчитать по пальцам двух рук. В российской истории кино верстовыми столбами можно назвать "Брата", "Утомленных солнцем", "Ночной дозор", "Вызов", "Чебурашку" – выход каждой из этих картин что-то менял в индустрии, зрительском представлении о кинематографе, даже в истории страны. Я, вероятно, забегаю вперед, но мне хочется верить в то, что и "Кракен", при всей обращенной на него сегодня критике, изменит определенные взгляды аудитории на отечественный кинематограф. Потому что новая лента Николая Лебедева – это не только остросюжетный фантастический блокбастер. Для меня это, в первую очередь, важное высказывание на травмирующую тему, которую другие старательно избегают.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Общая история страны всегда складывается из совокупности радостей и горестей, пережитых вместе. У нас, разумеется, есть историческое наследие, сплачивающее не только территории, но и поколения, однако при всем величии Победы мы ее не застали, как и самую страшную войну, унесшую миллионы жизней. Россияне XXI века успели накопить собственные впечатления. Светлые, как Сочинская олимпиада, крымский консенсус или футбольный чемпионат мира 2018 года. И трагические, как вспышки терроризма, техногенные катастрофы и пожары. Особое место в нашей истории занимает гибель подводной лодки "Курск" – она произошла на стыке тысячелетий, буквально, транслировалась в прямом эфире, объединила всю Россию. Я склонен причислять эту трагедию к числу таких потрясений, без которых нас теперь сложно представить, еще труднее понять.
Но "Курск" – это лишь самая медийная из катастроф на подводном флоте России. Помимо этой трагедии многие наверняка могут вспомнить случившиеся не так давно пожар на глубоководной станции "Лошарик" в 2019 году, взрывы на "Нерпе" в 2008-м и "Подольске" в 2004-м, затопление АПЛ К-159 в 2003-м. Оглядываясь в первые годы истории Российской Федерации и в советское время, вспомнятся леденящие душу потери "Комсомольца", лодок К-219, К-429, С-178, К-19, К-129, Б-37... Число погибших в холодных и тесных отсеках субмарин матросов и офицеров впечатляет – даже в мирное время водная стихия отнимает жизни с таким рвением, будто вокруг рвутся торпеды и глубинные бомбы. Безусловно, служба подводников – ежедневное проявление героизма, но для обывателя она параллельно прочно ассоциируется со смертельной опасностью и невозможностью спастись в случае непредвиденных обстоятельств или аварий.
И я могу только воображать, как трудно было создателям фильма "Кракен" подобрать правильный тон, нужные слова, верную картинку, чтобы донести до зрителя важную мысль – наши парни даже в глубинах не остаются брошенными. Об этом можно говорить прямолинейно и без обиняков – так сделал Владимир Хотиненко в драме "72 метра". Это не дословное воспроизведение событий какой-то из катастроф подводного флота, но довольно точная трансляция деталей некоторых из них – с надеждой, с ужасом, со скорбью по погибшим. Можно, наоборот, всячески обходить любые упоминания о трудностях, делая ставку на то, что любая печаль стачивается временем – таким я увидел пафосный "Северный полюс". Но можно, как в "Кракене", показать, как крепко моряцкое братство, как силен человек, преданный морю, как отважен русский флот.
Не буквально, но фильм Лебедева в центр истории ставит те самые трагические условия, в которых, как гласит история, наши подводные лодки время от времени оказываются. Труднодоступный уголок мирового океана, внешнее воздействие, обстановка строгой секретности и маскировки, надежда только на собственные силы и на то, что земля не оставит вас одних. Лодка "Атаман Ермак", пропадает с радаров, но ни у одного персонажа фильма не возникает мысли: "И черт с ними – это далеко и холодно". Наоборот, это наши парни, мы их не оставим. Обстоятельства в картине несколько раз складываются так, что проще было бы развернуться, отказаться от поисков, перестать тешить себя надеждами, но русский моряк полагается не только на строгие инструкции, в сердце каждого есть особый сонар, нацеливающийся на победу даже тогда, когда другие давно опустили бы руки.
И "Североморск" идет на помощь, вслушиваясь в каждый шорох, доносящийся со дна впадины. Потому что русские своих не бросают. Только не в море. Только не в подводной лодке. Для нас это особенно важно. Персонаж Александра Петрова, команда лодки, идущая под руководством командира Виктора Воронина воплощают ту общую трагическую мечту россиян о спасении моряков "Курска" и других отечественных субмарин, которые затонули или отдали океану страшную дань при других обстоятельствах. Для нас действительно важно сегодня, через почти четверть века после реальных событий, видеть, как непроглядную толщу воды пробивает фонарь спасательного батискафа. Видеть, как сбитые в кровь руки подводников торопятся открыть шлюзовую камеру. Видеть изможденные, но живые глаза тех, кто сражался за плавучесть лодки и возможность экипажа вернуться домой.
Это – главное, что дает зрителю "Кракен". История с гигантским головоногим моллюском, романтическая линия, подледные кошки-мышки с таинственной угрозой – это лишь декорации для подлинно значимого сообщения вселенной: "Мы скорбим о наших погибших подводниках. Мы помним. Мы никогда не опустим рук, если наши парни когда-нибудь снова попадут в беду". Пожалуй, многим это и раньше было очевидно, но фильм произносит эту понятную мысль максимально громко и на самую широкую аудиторию – как бы ни сложилась прокатная судьба ленты, ее всё равно со временем увидят все. И каждому будет однозначно ясно – несмотря на сложность, на улетучившийся в сытые годы престиж службы, не внешнюю незаметность каждодневного риска, герои всегда будут на особом контроле страны, армии, народа.
Прошлого, увы, не вернешь, но можно провести работу над ошибками. Уверен, в руководстве флота и на лодках выводы из трагедии "Курска" и других субмарин были сделаны. Теперь пришло время обывателям изменить свое представление о морских катастрофах. Нет, конечно, никаких кракенов, но океан от этого факта не становится безопаснее – остается негостеприимная среда, удушающее давление, угрозы со стороны конкурентов за господство в морской стихии. Поэтому с трудностями наши моряки обязательно еще столкнутся, но можно быть уверенными – все препятствия преодолимы, а трагедии предотвратимы, если оставаться профессионалами, верить в товарищей и не терять надежду даже тогда, когда битва кажется проигранной. Ведь каждая спасенная жизнь бесценна и покрывает любые издержки.
Вполне возможно, что только для меня важно было увидеть "Кракен" именно с этой стороны – кино и должно быть разным для всех, раскрываться противоположными гранями, задевать непохожие чувства. Но даже если вы не задумывались о том аспекте, что я описал выше - это хороший повод пересмотреть ленту Николая Лебедева. Это не идеальное кино с точки зрения драматургии, в нем есть провисания ритма, оно грешит предсказуемостью и шаблонностью персонажей, а гигантским спрутом в кадре удивить сегодня кого-то, наверное, сложно. Но стоит вам увидеть в "Кракене" скрытый второй слой, то бессознательное стремление закрыть трагический гештальт, то желание вернуться на 25 лет назад и выручить из морского плена команду капитана Лячина, и фильм заиграет абсолютно иными красками. И он точно лучше всего того, что о нем говорят и пишут. Он отдает должное и тем, кто уже не вернется из похода, и тем, кто еще только отдает швартовы, чтобы стать героями.
Делитесь в комментариях своими впечатлениями от фильма Николая Лебедева. Рассказывайте, что понравилось, а что не очень – ваши мысли часто наталкивают меня на идеи новых текстов. А пока вы заняты критикой "Кракена", я напишу о чем-то совершенно ином, помимо новинок хочется написать и о бессмертной классике, которую тоже можно увидеть под новым углом. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, чтите героев, и…
Увидимся в кино!