Великая императрица любила роскошь и основательный подход ко всему, будь то государственные дела или личные. При этом щедрость её не знала границ. Если обожаемый мужчина интересуется охотой, значит, он получит лучшие охотничьи угодья. А в придачу к ним не просто домик для отдыха, а настоящий дворец в Гатчине – просторный, светлый и, конечно, роскошный. Такой подарок преподнесла Екатерина Вторая своему фавориту Григорию Орлову.
Большой Гатчинский дворец сверху напоминает подкову. От центральной части здания по обе стороны отходят полукруглые галереи, в конце которых расположены два каре (замкнутые квадратные строения с внутренними дворами) – Кухонное и Арсенальное, которое изначально было Конюшенным.
Получился замок с башнями
В отличие от других императорских резиденций, расположенных в пригородах Петербурга и поражающих взор своими богато декорированными фасадами, Гатчинский дворец больше похож на средневековый замок.
Строгий вид дворца, лишённый всевозможных архитектурных излишеств, дополняют многогранные башни. На одной из них мы видим часы-куранты, которые были установлены ещё при Григории Орлове.
Гатчинский дворец строили в разные годы три архитектора. Но вид охотничьего замка изначально придал ему Антонио Ринальди. К слову, по его проекту в Ораниенбауме был построен изящный Китайский дворец для Екатерины Великой. Кроме того, в Петербурге по указу императрицы Антонио Ринальди возводил Мраморный дворец, который также предназначался для графа Г. Орлова. Но если замком в Гатчине фаворит императрицы владел хотя бы два года, то пожить в Мраморном дворце ему не довелось, так как он скончался до того, как роскошное здание было построено.
Мой дворец – моя крепость
После смерти Григория Орлова Екатерина II подарила Гатчинский дворец своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. Со временем Павел I превратил охотничий замок в настоящую императорскую резиденцию. По его указу архитектор Винченцо Бренна перестроил дворец – в нём появились новые парадные комнаты.
При Павле I площадь перед дворцом превратилась в плац, с наружной стороны его «закрыли» бастионной стеной, неприступность которой усилил глубокий ров с подъёмными мостами. Каменные переправы, мощные ворота также появились в парке. В итоге весь дворцово-парковый комплекс стал представлять собой неприступную крепость.
Несмотря на то что Гатчинский дворец был загородной резиденцией шести императоров, больше всего его связывают с именем Павла I. Не случайно именно ему установлен памятник напротив дворца.
Скульптура появилась здесь в 1851 году по указу Николая I, при котором произошла последняя перестройка этой загородной резиденции. Архитектор Роман Кузьмин окончательно сформировал тот облик Большого Гатчинского дворца, каким мы видим его сейчас.
Интересные факты: при Николае I на башне Гатчинского дворца был установлен один из первых в России оптических телеграфов. А во время правления Александра III здесь открылась первая в России междугородная телефонная связь, которая соединила Гатчину с Зимним дворцом в Петербурге.
После Октябрьской революции статус Гатчинского дворца изменился. В мае 1918 года он был открыт для посетителей как музей. Как нам рассказали во время экскурсии, здесь находилась богатейшая коллекция художественных ценностей, исключительно подлинных, благодаря чему дворец-музей называли «пригородным Эрмитажем».
Коллекцию собирают по крупицам
Чёрными страницами истории дворца стала немецко-фашистская оккупация Гатчины, которая длилась с 13 сентября 1941 года до 26 января 1944 года. Большой Гатчинский дворец всецело разделил участь практически всех загородных императорских резиденций, которые были почти полностью разрушены. Исключение составил только дворцовый комплекс в Ораниенбауме, в том числе летняя резиденция Екатерины II – Китайский дворец, – эта территория не была захвачена врагом.
Но если восстановление бывших загородных резиденций началось сразу после прорыва блокады, то сохранять Гатчинский дворец в качестве музея вообще не планировали. В здании провели обычный ремонт, особо не задумываясь о восстановлении исторических интерьеров. Вскоре после войны здесь разместилось Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище. Затем в стенах дворца обосновался ВНИИ «Электронстандарт».
Прошло много времени, прежде чем было принято решение о реконструкции Гатчинского дворца и открытии в нём музейной экспозиции. К реставрационным работам здесь приступили в 1976 году. Предстояло не только вернуть дворцовым интерьерам первоначальный облик, но и наполнить дворец-музей художественными ценностями. И желательно теми, которые были вывезены перед оккупацией.
Известно, что в августе 1941 года тысячи экспонатов из Гатчины переправили в Ленинград, где они всю войну хранились в подвале Исаакиевского собора, но наибольшая часть музейной экспозиции была отправлена в Удмуртию, город Сарапул. Как напоминание о том времени в одном из дворцовых переходов установлена мемориальная доска, посвящённая хранителю Гатчинского дворца Серафиме Николаевне Балаевой, руководителю работ по спасению коллекции в годы Великой Отечественной войны.
К сожалению, после войны все художественные ценности из Гатчинского дворца были распределены по разным российским музеям. Вернуть экспонаты не так-то просто – это долгий процесс, и он продолжается до сих пор.
Коллекцию приходится собирать буквально по крупицам, иногда гатчинские музейные ценности находятся совершенно случайно. Как это произошло, например, в Эстонии, где были неожиданно обнаружены пять стульев из исторического гарнитура. Их удалось вернуть в «родные» интерьеры. Другой пример связан с уникальным креслом конца XVIII века. Его нашли в одном из тверских музеев. И уже по этому образцу были воссозданы четыре недостающих кресла, которые вместе с подлинным экземпляром прекрасно вписались в обстановку Овальной комнаты, недавно открытой после восстановления.
Большое число экспонатов из Гатчины до сих пор находится в экспозиции Павловского дворца, где на их основе создан «Музей художественного убранства русских дворцов конца XVIII и первой половины XIX веков». Как говорится, близок локоть, да не укусишь.
Вверх по парадной лестнице
Впервые после войны Гатчинский дворец-музей открылся для посетителей в 1985 году. Когда пять лет назад я приезжала сюда, для просмотра была доступна только половина парадных залов. В недавнее моё посещение открытых дворцовых помещений стало больше, но восстановительные работы во многих залах ещё продолжаются. Давайте вместе с вами поднимемся по парадной лестнице на второй этаж и пройдём по дворцовым интерьерам.
Белый зал – самый большой в Центральном корпусе. Здесь проходили всевозможные торжества, устраивались праздничные приёмы и балы.
Великолепное дворцовое помещение поражает своим пышным убранством. Находясь в этом месте, понимаешь: создать такую красоту, а после утраты воссоздать – это, конечно, дорогого стоит и заслуживает всеобщего внимания.
Декор зала, выполненный по проекту Антонио Ринальди, включает в себя не только лепной растительный орнамент, но и всевозможные барельефы, в том числе подлинные античные...
Из Белого зала переходим в Верхнюю Тронную комнату. Здесь император Павел I принимал иностранных послов и важных гостей, которых было чем удивить.
Стены этой комнаты украшают уникальные ковры, помещённые в золочёные рамы. Тканые полотна изготовлены во Франции, на Королевской мануфактуре гобеленов. Это подарок короля Людовика ХVI великокняжеской чете – Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне. Тогда, в 1782 году, супруги путешествовали по Европе инкогнито как граф и графиня Северные.
Далее заходим в Тронную комнату императрицы Марии Фёдоровны. Это дворцовое помещение похоже на небольшую картинную галерею. Здесь мы видим картины западноевропейских художников XVII–XVIII веков – пейзажи, полотна на мифологические и библейские сюжеты.
Парадная опочивальня Марии Фёдоровны – изысканные покои, достойные императрицы. Эта комната считается едва ли не самой красивой во дворце.
По замыслу Винченцо Бренны в Парадной опочивальне пышная кровать отделена от основного зала фигурной балюстрадой, рядом установлен мраморный бюст императрицы Марии Фёдоровны. Перед оккупацией Гатчины скульптура была спрятана в подвале дворца, благодаря чему она и сохранилась.
Изначально потолок опочивальни украшал плафон «Свадьба Психеи» художника Габриэля Дуайена. К сожалению, оригинал был уничтожен во время Великой Отечественной войны, сейчас мы видим его копию.
Ещё одно дворцовое помещение привлекает внимание – это Туалетная комната императрицы Марии Фёдоровны. Светлое, нарядное пространство во многом сохранило декоративную отделку конца XVIII века. В глаза сразу бросаются два скульптурных портрета Екатерины Великой. Известно, что рельефные изображения императрицы были здесь ещё при Григории Орлове, и зал изначально назывался Орловским. Но Павел I убрал из дворца портреты Екатерины II. В эту комнату они вернулись уже в середине XIX века, во время правления Николая I.
Что касается Павла I, он старался избавиться от всего, что напоминало ему о матери и её фаворите. Правда, не всегда. Во время первой перестройки дворца, которая проводилась по его указу, открытые лоджии на фасаде превратились в закрытые галереи. В оформлении одной из них – Греческой – использованы статуи и бюсты римских императоров и философов. Многие из этих скульптур находились ещё на открытой лоджии и принадлежали Григорию Орлову.
Двигаемся дальше. Перед нами удивительный зал – Мраморная столовая, название которой дали 16 колонн из редкого каррарского мрамора. Когда хозяином дворца был Павла I, здесь традиционно проводились семейные обеды. А мать последнего императора Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, любила устраивать здесь воскресные завтраки.
Интерьер столовой действительно роскошный. Потолок украшает живописный плафон с изысканной лепниной. На стенах – барельефы на мифологические сюжеты, посвящённые богу виноделия Дионису. Бронзовые настенные подсвечники выполнены в форме валторн... Центральная фигура этого зала – мраморная статуя Эроса, натягивающего тетиву лука.
Во время осмотра залов сотрудники музея настоятельно рекомендовали нам побывать, пожалуй, в самом необычном дворцовом пространстве – Чесменской галерее. Она создана в конце XVIII века, и это была одна из лучших работ Винченцо Бренны. Галерею украшали золочёные лепные композиции на военную тематику. Три больших картины на стене изображали эпизоды Чесменского боя во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
В январе 1944 года Чесменская галерея уничтожена пожаром. Сейчас о её былой красоте напоминают лишь остатки лепнины и позолоты. Невозможно спокойно смотреть на то, что когда-то было создано талантливыми людьми и безжалостно уничтожено теми, кто принёс разруху, трагедию, боль. Созидатели и разрушители – две силы, которые во все времена противостояли друг другу… И всё-таки созидательная сила побеждает, несмотря ни на что. В этом ещё раз можно убедиться на примере возрождённых дворцов – Екатерининского (процесс восстановления продолжается), Александровского, Большого Петергофского, Павловского, Гатчинского (идут восстановительные работы).
Чесменскую галерею намеренно оставили в таком разрушенном виде – как своего рода экспонат, который способен «рассказать» об одной из самых страшных трагедий XX века. Сегодня это «Зал памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Это было чудо
Чудеса, о которых пойдёт речь, связаны с Дворцовой церковью. Полное её название – храм Святой Живоначальной Троицы. Место уникальное – здесь посещали службы все главы российского престола, начиная с Екатерины Великой.
Невероятно, но факт: помещение церкви – это единственные подлинные исторические интерьеры, которые сохранились во всём дворце.
– Дело в том, что, перед тем как уйти из Гатчины, немцы подожгли дворец, он горел четыре дня, – рассказывает сотрудница дворца-музея Светлана. – И вдруг каким-то невероятным образом огонь остановился возле чугунной церковной лестницы. Что это, если не чудо?
Вообще, за годы войны, по сравнению с другими дворцовыми интерьерами, церковь пострадала меньше всего, здесь сохранились исторические стены, лепнина, мраморные колонны... Но, к сожалению, иконостас и три витража были утрачены. После войны потребности в иконостасе не было, в этом помещении находилась библиотека – сначала военно-морского училища, потом института «Электронстандарт».
Сейчас церковным интерьерам вернули первоначальные вид. То, что было утрачено, восстановлено, в том числе живописные изображения херувимов, которые украшают кессонный купол.
С данными образами связано ещё одно чудо. Считалось, что эти изображения бесследно исчезли. Но, как оказалось, перед оккупацией кто-то из служителей церкви закрыл их плотными листами бумаги и сверху замаскировал слоем штукатурки. Херувимы были обнаружены совершенно случайно. Во время реставрации купола заметили, что в одном из кессонов отошёл слой штукатурки, обнажив изображение херувима. Это было настоящим открытием! Всего сохранилось 94 образа из 120. Все они отреставрированы, недостающие – восстановлены. Чудесным образом удалось вернуть в алтарную часть и витражи с изображением ангелов. Их цветовую гамму художник-витражист Евгений Иванов смог воссоздать благодаря трём сохранившимся стёклышкам. Также восстановлен витраж в потолке церковного зала «Всевидящее око в окружении херувимов».
– Этот витраж посетители видят сразу, как только входят в церковь, – продолжает рассказывать Светлана. – Первая реакция у всех: всевидящее око – символ масонства, тем более считается, что Павел I был связан с масонами... На самом деле это христианский знак, который символизирует не что иное, как Святую Троицу. Кроме того, этот символ появился здесь не при Павле I, а во время правления Николая I, известно, что он очень любил витражи…
Под впечатлением от увиденного мы двигаемся дальше.
На вопросы отвечает Эхо
Одна из достопримечательностей Гатчинского дворца – 135-метровый подземный ход, который соединяет дворец с Серебряным озером в парке. Построенный по проекту Антонио Ринальди, он предназначался для развлечения гостей. Желающие спускались по потайной лестнице в подвальное помещение, где за массивной кованой дверью, ведущей в подземелье, можно было услышать голос «нимфы Эхо».
Мы тоже захотели спуститься в это таинственное пространство, чтобы своими глазами увидеть легендарный подземный ход. Вот она, кованая дверь. Ещё шаг – и перед нами длинный туннель, конца которому не видно. Здесь довольно прохладно, сыро и мрачно, несмотря на то, что подземелье освещено.
Чтобы поговорить с загадочной «нимфой», нужно дойти до вторых фонарей и громко произнести любой из вопросов: «Кто здесь правил?», «Кто разбил французов?», «Какой цветок боится мороза?»… И Эхо обязательно вам ответит.
Что посмотреть поблизости
Если вы поедете в Большой Гатчинский дворец, наверняка не ограничитесь только осмотром его интерьеров. Рядом находится Дворцовый парк – прекрасное место для долгих прогулок.
Можно посидеть возле пруда и понаблюдать за серебристыми карпами. Их разводили здесь с конца XVIII века. А после долгого отсутствия карпы вновь вернулись в свою среду обитания. От этой рыбы происходит и название водоёма – Карпин пруд, который по праву можно назвать настоящим украшением Дворцового парка.
И у местной каменной переправы тоже «рыбное» название – Карпин мост, он построен в конце XVIII века, при Павле I. Разрушенный во время Великой Отечественной войны, мост был восстановлен в 1990-е годы.
С Карпина моста открываются великолепные виды на дворец, парк и в сторону Белого озера с его островом Любви, на котором расположен Павильон Венеры. Будет возможность – побывайте в этом месте.
Недалеко от озера находится Берёзовый домик, за скромным фасадом которого скрываются настоящие дворцовые интерьеры, – такой вот дом-сюрприз. В парке есть и другие интересные объекты, которые наверняка привлекут ваше внимание.
Если захотите чего-то необычного, посетите Приоратский дворец. Расположенный на берегу Чёрного озера, он был построен в конце XVIII века для рыцарей Мальтийского ордена, магистром которого был император Павел I.
Желаю вам интересных путешествий, больших и маленьких открытий!
Какие бывшие загородные императорские резиденции вы посещали? Что произвело на вас наиболее сильное впечатление? Расскажите, пожалуйста, об этом в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал. Удачи всем и до новых встреч!
Фото автора
Возможно, вам будет интересно: