Прошёл почти год, как в нашем городе построили новое здание вокзала. Пришло время наведаться с инспекцией и посмотреть, что там и как. Как обычно, или...
Признаюсь, мне всегда сложновато писать про Переславль-Залесский. Никак не получается смотреть туристическими глазами, будучи местным жителем и хорошо зная все невзгоды нашего уютного, но в последнее время горемычного городка.
Поэтому особенно отрадно узнавать какие-то добрые новости и открывать приятные места в любимом крае. Но в этой заметке сошлись оба фактора, что не может не радовать.
Начну с новости: Северная железная дорога признана лучшей среди российских магистралей.
И при чём здесь Переславль, спросите вы? А вот!
Многие не в курсе и, я уверен, искренне полагают, что железнодорожного сообщения в нашем городе нет. Как бы не так! Через Переславль-Залесский как раз и проходит эта самая Северная железная дорога. Хотя я погорячился с «через» — правильнее будет сказать, что в нашем городе находится один из её тупичков.
А с недавнего времени это ещё и очень красивый и приятный во всех отношениях тупичок.
Вечно стоящая Ярославка
Для тех, кто хоть раз посещал Переславль-Залесский из Москвы, маршрут по Ярославскому шоссе — классика жанра и бренность бытия. Именно так большинство туристов добираются в наш город: на машине или междугороднем автобусе.
Маршрут проверенный, но порой бывает утомительным. Это ладно, я могу себе позволить выехать в неурочное время в будни и добраться до города меньше чем за два часа. А туристам и дачникам приходится терпеть субботние (при выезде из Москвы) и воскресные (при въезде в Москву) пробки, где легко можно оставить дополнительные час-полтора жизни, если не больше.
И это притом, что последние лет семь Ярославку стабильно расширяют и улучшают. Раньше и вовсе был ад, легко можно было проторчать на выезде часа три-четыре. Помню, как однажды добирались с Ксюшей до Ярославля... 8 часов! Подумать страшно.
На фоне всей этой радости запуск железнодорожного сообщения с Москвой — событие куда более значимое, чем может показаться. Произошло это не сегодня, а ещё в 2021 году.
Хотя, как я уже сказал ранее, для многих это до сих пор открытие.
Вокзал-призрак
История железнодорожного вокзала в Переславле — из разряда городских легенд. Старое здание было построено аж в 1956 году вместе с тупиковой веткой от станции Берендеево. Здание-то построили, а вот пассажирского движения так и не открыли.
Чахнул и гнил вокзал десятилетиями. Станция есть, а поездов нет. Ей-богу — призрак.
Ситуация начала меняться лишь в 2020 году, когда сюда впервые пришёл туристический ретропоезд с 160 пассажирами — проект «РЖД-Тур» с паровозом, фотосессиями и экскурсионной программой. Только медведей и балалаек не хватало.
А уже в феврале 2021 года на маршруте Москва — Переславль появился регулярный «Переславский экспресс» — трёхвагонный РА-2 (рельсовый автобус), курсирующий по выходным.
И вот кульминацией стал прошлый год: в августе, ко Дню железнодорожника, в Переславле открыли новый вокзал. Не просто капитальный ремонт, а полноценное современное здание, построенное всего за девять месяцев. При этом архитекторы не стали делать типовой стеклянный «сарай».
Вместо этого — неорусский ретростиль, башенка, арки, красный кирпич, отсылающий к дореволюционным станциям. И особенно ценно то, что всё это органично вписалось в исторический ландшафт города-музея.
С последним — перегнул. Вокруг вокзала нет ничего от «музея». Благо хоть местная администрация, дабы не ударить лицом в грязь, хотя бы дорожки пешеходные в этом году замостила.
Мы с Ксюшей давно хотели посетить вокзал и придирчиво оценить, чего же там настроили. Да всё времени не было, сами знаете, как это бывает.
А в этот раз добрались, ахнули от восторга и сразу как-то очень загордились.
Врата в Золотое кольцо
То, что вокзал в Переславле-Залесском — это теперь новая городская достопримечательность, стало ясно ещё с порога.
Внутри всё сделано по фэншуй: зал ожидания на 100 человек, лавки с USB-зарядками, ретролюстры в LED-исполнении, интерактивные панели и свой Wi-Fi (это в те времена, когда в одном неназванном коммерческом медцентре в Переславле никакого интернета нет вообще, даже 3G глушат).
Интересный факт — здесь не пахнет ни шпалами, ни ремонтом. И не просто так. Воздух ароматизируется лёгким нейтральным «хлопком» (первый подобный опыт для РЖД, своего рода — эксперимент).
А если нужна передышка от суеты, то прямо в здание встроена часовня во имя Александра Невского. Есть и комната матери и ребёнка, что чуть более практично.
Как любитель поесть, не могу обойти вниманием и местный общепит. На территории работает кофейня La Foret — филиал нашей легендарной переславско-французской кондитерской. Здорово!
Вокзал оснащён камерами наблюдения и интерактивным AR-киоском — «Виртуальным путеводителем», с которого удобно начать (или закончить) прогулку по городу. Этакое медиапространство, где можно с пользой для дела убить время в ожидании поезда.
Благоустройство вокруг тоже на уровне: нормальная (но небольшая) парковка, круг для автобусного разворота, полноценная детская площадка.
Похоже, что именно так и должна выглядеть точка пересадки для тургрупп, которые путешествуют по Золотому кольцу.
Да, пока «Переславский экспресс» курсирует лишь по выходным:
- 928М Москва → Переславль (сб, вс, отправление 7:45)
- 927Ы Переславль → Москва (сб, вс, отправление 18:35)
Билет стоит 750 рублей в одну сторону, и лучше не откладывать покупку — билеты раскупают непозволительно быстро.
Но даже с таким графиком это уже удобный формат для однодневных экскурсий.
А ещё в РЖД не исключают, что при росте пассажиропотока сделают рейсы ежедневными и включат станцию в «единый билет» по Золотому кольцу. И тогда у Переславля появится шанс закрепиться на карте не только как музейный центр, но и как полноценный железнодорожный узел нового формата. Очень надеюсь, что так и будет.
В общем, мы с женой остались очень довольны увиденным. Достойно! Очень достойно! 🐾
__________________
Читайте другие заметки переславского цикла: