Для понимания того, о чём здесь пойдёт речь, необходима длинная цитата из интервью Бориса Натановича Стругацкого:
«…мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир.
Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира – все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы... – гной, шлаки социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.
Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами – чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.
А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности.
Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо — и грубо) вытесняло его туда, где ему было место…»
Легко увидеть, что данная мечта полностью совпадает с индуистской системой варн. Разве что, кшатрии в нём занимают не вторую, а нижнюю позицию, то есть воины (те, кто держат оборону социума от внешнего мира) в представлении Бориса Натановича, не лучше преступников. В точности по старинной китайской поговорке: «Из хорошего железа не делают гвоздей, хороший человек не пойдет в солдаты». Во всём остальном древнеиндийский идеал полностью совпадает с мечтой советской интеллигенции, выразителем надежд и чаяний который были братья Стругацкие.
Причём в этой утопической социальной системе человек не просто занимает своё место — его туда вытесняют, в том числе принудительно. Стругацкие хорошо понимали, что по собственной воле никакой подонок и мерзавец место на социальном дне никогда не займёт, а будет всеми силами карабкаться как можно выше по социальной лестнице. Да и представление о правильном общественном устройстве у подонка будет совсем не таким, как у интеллигента или даже просто порядочного человека. Что характерно, место «просто порядочных», то бишь вайшья и шудр, у Стругацких на ступень ниже, чем у брахманов. Как и должно быть в системе варн, в отличие от современного демократического общества.
В реальной Индии, конечно, царила несколько иная, то бишь кастовая система. По «Упанишадам» это следствие порчи нравов и всеобщей деградации в Кали-юге. Каста отличается тем, что место в ней наследуется и браки в ней заключаются только на уровне своей касты. В то время как в идеальной системе варн место человека определялось не его родословной, а личными качествами. Мечта Стругацких была в точности такой же. Да и аббат Фариа из «Графа Монте-Кристо» мечтал о «дворянстве духа», то есть некоем идеальном общественном строе, в котором своё место в элите занимали бы только достойные люди. Как и в «Государстве» Платона, где высшей кастой были «философы».
А теперь посмотрим внимательно на сюжет советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Главный герой, учёный Шурик, безусловно, человек достойный, умный и порядочный. Однако в социальном плане над ним доминирует чета неумных и хамоватых Буншей. Иван Васильевич Бунша занимает пост управдома и противостоять ему Шурик, отличающийся мягким и покладистым характером, не может. Однако с появлением человека из преступной среды Жоржа Милославского, а также выдернутого из прошлого социального суперхищника царя Ивана Грозного, всё волшебным образом меняется.
Шурик внезапно оказывается нужен как царю, так и вору. Вор, понятное дело, рассчитывает использовать его изобретение в собственных корыстных целях. Царь же просто хочет вернуться в свою эпоху. Им обоим надо, чтобы учёный починил машину времени. Вот Бунша, напротив, изначально предпочёл бы, чтобы это устройство вообще никогда не заработало. Милославский легко подавляет Буншу, который не может противостоять матёрому уголовнику. Царь же и вовсе ставит на колени (в буквальном смысле) любовника жены учёного Якина, да и саму жену Зиночку тоже.
То есть в фильме, хотя бы локально и временно, выстраивается правильная варновая система. Учёный, как брахман, на её вершине. Даже царь (по индийской системе он относится к кшатриям) от него зависит и всеми способами помогает Шурику, в том числе разобраться с женой. Вор, то бишь представитель низшей касты, тоже помогает Шурику, ставит на место Буншу, но при этом, обратите внимание, не смешивает последнего с грязью, а напротив, спасает, когда Бунша вместе с Милославским оказываются в прошлом. Всё верно, представитель низшей касты не может погубить представителя средней, как бы он к нему не относился на личном уровне. То есть в пространстве фильма советская социальная система, пусть и ненадолго, сменяется системой варн, каковая виделась советским интеллигентам более правильной и справедливой.