Приветствую Вас, друзья мои! Идем дальше в наших похождениях по Петербургу! В прошлый раз мы с Вами остановились на Английском проспекте, направляясь по нему от улицы Декабристов к началу проспекта, то есть к набережной Мойки (если не читали – заходите по этой ссылке), около дома, в котором на рубеже XIX-XX веков жили две знаменитые балерины.
Жорж Борман и его дома
Следующий дом по той же четной стороне проспекта под номером 16 построил уже известный нам архитектор по предыдущим домам на этой стороне Павел Петрович Мижуев в 1873 году. Строил он тогда двухэтажный особняк для купца 2-й гильдии Григория Николаевича Бормана – основателя шоколадной фабрики, а впоследствии товарищества «Жорж Борман». Аппетиты растут во время еды, а потому уже в следующем году Борман решил надстроить лицевой дом сначала третьим этажом, а затем, в том же году и четвертым.
Мало того, в том же году во флигелях на участке, простирающемся до улицы Алексеевской (ныне Писарева), строились корпуса шоколадной фабрики. В этом же доме сам Григорий Николаевич и поселился с женой Амалией-Вильгельминой и сыном Георгием, продолжившим дело отца и ставшим впоследствии директором товарищества, при котором оно достигло своего наибольшего расцвета.
На месте следующего дома №14 до 1896 года был пустопорожний участок, до того принадлежащий Марии Ивановне Масловой, владелице дома – предшественника «Дома-сказки» на углу с Офицерской (Декабристов) улицей. Но в то время этот участок уже принадлежал товариществу «Жорж Борман», на территории которого расширялось шоколадно-кондитерское производство. А это здание было построено по проекту архитектора Александра Александровича Степанова.
И следующий дом под номером 12 в 1915 году стал принадлежать товариществу «Жорж Борман». Но построили его, как доходный, гораздо раньше – в 1881 году по проекту архитектора Александра Аполлоновича Щедрина. А владельцем этого дома тогда был Николай Александрович Невельской – морской офицер, возможно, родственник знаменитого Геннадия Ивановича Невельского – исследователя Дальнего Востока и основателя Николаевска на Амуре, но в каком родстве они состояли и состояли ли вообще – я так и не выяснил.
Отвлечемся ненадолго на нечетную сторону
Дальше по той же стороне проспекта мы видим очень примечательный особняк, но к нему вернемся позже, а пока возвратимся немного назад, чтобы осмотреть нечетную сторону Английского проспекта. Там, после углового «Образцового жилого дома для рабочего и нуждающегося населения», про который я рассказывал в позапрошлой статье, расположились как будто еще два дома, но оказалось, что и они входят в этот длинный угловой дом под общим номером 17-19.
Значит останавливаем пока свои взгляды на номере 15. Но про этот небольшой, по сравнению с предыдущими домами на той же стороне, четырехэтажный дом известно мало, только то, что построили его, как доходный, в 40-е годы XIX века по проекту архитектора А. Ламони.
Следующий небольшой комплекс домов, состоящий из лицевого дома в «кирпичном» стиле и двух флигелей, был построен в 1883 году по проекту архитектора Ивана Степановича Носкова по заказу владельца Михаила Антоновича Макарова для помещения в этих строениях торговых бань. В лицевом доме было мужское отделение бань, а во флигеле было женское. Затем владельцы этого комплекса еще три раза менялись, но до революции здесь оставались бани, а в советское время эти здания переделали под жилье.
Дальше между домами разбит небольшой сквер со скамейками, детской площадкой и фонтаном, чаши которого изготовлены из гранита, в центре сквера. Говорят, что недавно его отремонтировали, и он должен работать, но, когда мы там были – он не работал, возможно, еще не включили, ведь мы были там 19 апреля.
Следующие два дома находятся на углу с, отходящим отсюда к набережной Пряжки, Рабочим переулком. Первый из них был построен в 1864 году по проекту Людвига Федоровича Бульери. Этот дом, как и следующий по переулку, принадлежал некоторое время другому архитектору – Петру Ануфриевичу Сальмановичу. А в 1907 году в нем жил известный актер и режиссер Александр Яковлевич Таиров. Во время войны в результате попадания немецкой авиабомбы дом был частично разрушен, но после войны восстановлен, а в 80-е годы XX века во время капитального ремонта он был надстроен еще одним этажом.
Другой угловой дом под номером 5, тоже бывший доходный, построил в 1877 году для себя инженер путей сообщения Павел Николаевич Котляревский. После его смерти домом владела его вдова, а затем дочь. И этот дом был также надстроен одним этажом в ходе кап. ремонта, только раньше – в 1961 году.
Обещанный особняк
Я обещал, что мы вернемся к одному очень примечательному дому на четной стороне, и вот мы к нему возвращаемся. Двухэтажный дом на этом месте был построен все тем же Павлом Петровичем Мижуевым в 1873 году для «гессенского дворянина» Владимира Христиановича фон Веллинга. Затем владельцы дома менялись, а в конце того же века дом стал принадлежать купцу 2-й гильдии Герману-Вильгельму Бюхтгеру, который здесь поселился с семьей, устроив в доме мебельный магазин, а в надворном флигеле – мебельную мастерскую.
В начале века следующего владельцем дома становится совладелец мануфактуры «Треугольник» нидерландский подданный Генрих Генрихович (Хендрик Хендрикович) фан Гильзе фан дер Пальс. Видимо, нового владельца этот дом не устроил, и он решает его снести, а вместо него построить совершенно новый роскошный особняк. Разработку проекта и строительство такого особняка он доверяет родственнику – брату его жены Лючии-Матильды-Терезы, архитектору датского происхождения Вильяму Юльевичу Иогансену.
Архитектор постарался и построил для Генриха Генриховича нечто совершенно не похожее на другие постройки на этом проспекте. Фасад здания выдержан в стиле итальянского палаццо, облицован радомским серым песчаником и светлым желтым кирпичом, цоколь облицован сердобольским серым гранитом. Каменный забор с железными воротами и фонарями причудливой формы на пилонах тоже впечатляют.
Мы не заходили внутрь, но, судя по имеющимся фото в интернете, интерьеры выглядят тоже очень роскошно, архитектор использовал в интерьерах черты ренессанса, рококо и мавританского стиля. Кроме того, в особняке было оборудовано водяное отопление от фирмы «Тирс и К°», хотя печи и камины тоже были, горячая и холодная вода, а также два лифта работы Сан-Галли. А еще я знаю, что интерьеры этого дома не раз служили съемочной площадкой, в том числе там снимали некоторые сцены «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается».
В 10-х годах XX века в части здания располагалось Нидерландское консульство, а во время Первой мировой войны в консульстве было расположено Русско-голландское отделение лазарета имени императрицы Марии Федоровны. Интерьеры, как и внешний облик здания, хорошо сохранились, есть информация, что внутри иногда проводятся экскурсии, несмотря на то что в здании сейчас размещается городской военный комиссариат.
Это не последнее роскошное здание на Английском проспекте, впереди мы еще увидим настоящий дворец, но здесь мы пока остановимся.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!
Более наглядно все это можно будет увидеть в видео-обзоре, который я опубликую в разделе «Премиум» на моем канале.