RTS хоронят каждый год. Мол, молодой аудитории геймеров стратегии в реальном времени неинтересны. Однако жанр живее всех живых, и он даже не думает сматывать удочки. Отличным примером стал недавний проект Broken Arrow — крутой тактический варгейм от отечественных разработчиков из студии Steel Balalaika. По сюжету игры, в альтернативной версии нашей современной истории, США и Россия развернули между собой полномасштабную войну. Задача игрока — выбрать сторону, собрать армию и привести ее к победе.
Если вы поклонник данного жанра, тогда стратегия Broken Arrow обязана быть в вашей библиотеке. А если игра уже пройдена, тогда держите подборку лучших военных RTS в современном сеттинге. Поехали!
Warno
Одним из очевидных кандидатов на первое место в подборке является Warno — игра от Eugen Systems, известной благодаря серии Wargame и Steel Division. Это не просто RTS с танками и ракетами, а настоящий тактический симулятор современной войны.
События игры стартуют в апреле 1987 года, когда в СССР происходит государственный переворот. Радикально настроенные силы из КПСС, КГБ и Красной армии, возмущенные курсом страны, свергают Горбачева. В итоге они берут власть в свои руки и жестко подавляют протесты в прибалтийских республиках и Армении. Уверовав в слабость Запада, новые власти СССР оккупируют Финляндию, устанавливают там свой режим и окончательно тянут страну в свою зону влияния.
Ответом становится крупнейшее за все время военное учение НАТО, которое в Москве воспринимается не как учение, а как предвестник вторжения. Паранойя перерастает в наступательную стратегию. Под прикрытием собственных маневров, страны Варшавского договора готовятся ударить первыми.
В Warno акцент сделан не только на сражениях, но и на том, как могла бы разворачиваться глобальная война. На сентябрь 2024 года в игре реализовано семь (не считая нескольких дополнений) полноценных кампаний, охватывающих разные фазы конфликта. От стартовой фазы в районе Фульдского коридора до боев под Ганновером и наступления в Северной Германии.
Каждая кампания — это полноценная военная операция, в которой важны логистика, контроль территории и принятие решений на оперативном уровне.
Основной игровой процесс делится на два слоя: тактический и стратегический. Тактический — это то, что происходит прямо на поле боя. Здесь игрок управляет подразделениями в реальном времени, отдает приказы пехоте, танкам, артиллерии, авиации, ПВО и разведке. Если вы играли в Red Dragon или Steel Division, тогда вы быстро освоитесь. Однако в Warno есть ряд приятных улучшений: упрощенный интерфейс, настраиваемые «умные приказы» ИИ, а также улучшенная система видимости и засад.
Стратегический же слой представлен в режиме «Генерал армии» — пошаговой кампанией, где вы перемещаете батальоны, следите за снабжением и развиваете наступление по крупномасштабной карте, как в старых военных настолках. Здесь важна логистика, планирование операций и принятие решений на уровне фронта, а не роты.
Основу армии составляют «боевые группы» — это кастомизируемые боевые порядки, основанные на реальных дивизиях и полках стран НАТО и Варшавского договора. Например, американский 11-й бронекавалерийский полк или советская 79-я гвардейская танковая дивизия. У каждой есть своя специализация: кто-то делает ставку на тяжелую бронетехнику, кто-то — на мобильную пехоту.
Игра использует продвинутую систему формирования колод, знакомую игрокам по Steel Division 2, но переработанную и адаптированную под более динамичный бой. Можно тонко настроить состав своей группы. Например, отказаться от тяжелой авиации в пользу мобильной артиллерии и дополнительных разведчиков, если вы планируете вести оборонительные бои в городской застройке.
В игре доступны как одиночные сражения, так и крупномасштабные мультиплеерные режимы. В «одиночке» вас ждут сюжетные операции, исторически вдохновленные сценарии и крупные армейские кампании. В мультиплеере — поддержка боев до 10 на 10 игроков с участием до 20 человек на карте.
Механики игры просты по форме, но сложны по содержанию. Игроки получают стабильный приток очков, которые можно тратить на ввод новых юнитов. В зависимости от режима — вы либо захватываете ключевые точки (режим «Завоевание»), либо громите вражеские силы (режим «Уничтожение»). Но победа зависит не от количества техники, а от качества ее применения. Даже один разведывательный вертолет может переломить исход боя, если вовремя обнаружит колонну противника без прикрытия ПВО.
Короче говоря, фанаты тактических RTS быстро влюбятся в Warno! Игра предлагает захватывающий и глубокий геймплей, который затянет вас на десятки часов.
World in Conflict
World in Conflict — это главный ветеран в нашей подборке. Студия Massive Entertainment (та, которая позднее подарит нам The Division) в 2007 году задала новый стандарт для жанра RTS. Вместо логистики и постройки баз — насыщенное сражение с кинематографической подачей, взрывами, ядерными ударами и драматичным сюжетом, не стесняющимся сложных политических тем.
В этой версии 1989 года Советский Союз не распался, а напротив — перешел в наступление. Переживая экономическую изоляцию, Кремль решает начать полномасштабную военную кампанию, высаживая войска прямо на территории США. Сюжет начинается со вторжения в Сиэтл, затем нас переносит на фронты в Европе, где силы НАТО ведут изнуряющую оборону во Франции и Германии.
Сюжетная кампания — это около полутора десятков миссий (без учета дополнения Soviet Assault) с хорошо поставленными сценами, озвучкой и даже режиссурой в духе голливудских военных боевиков. Все подано с серьезным тоном, с редкой для RTS попыткой показать психологическое давление войны на командиров и солдат.
Механика игры ломает шаблоны классических RTS. Здесь нет строительства базы, сбора ресурсов или «экономики» в привычном понимании. Вместо этого игроку выдается определенный лимит очков, за которые можно вызывать подкрепления. Потеряли танк? Через некоторое время очки вернутся, и вы сможете вызвать новый. Это делает бой динамичным, темп не падает даже при серьезных потерях. Вы постоянно адаптируетесь, переосмысливаете тактику и ищете слабые места в обороне противника.
Типы войск делятся по ролям: бронетехника, пехота, поддержка (ПВО и артиллерия), авиация. Каждая роль требует совершенно разного подхода, и только тесное взаимодействие между типами юнитов приведет к успеху. Например, вертолеты крайне уязвимы без ПВО, но могут нанести сокрушительный удар по вражеской бронетехнике. Пехота эффективно действует в городской застройке, но бесполезна в открытом поле под огнем артиллерии.
Артобстрел, напалм, химическое оружие, тактическое ядерное — это ультимативная поддержка, которая может мгновенно поменять ситуацию на поле боя. Причем визуально это все выглядит эффектно до сих пор: взрывы, дым, волны от детонации, крики солдат, искры от пролетающих снарядов, — все это заставляет чувствовать вес и масштаб происходящего.
World in Conflict — это уже настоящая блокбастерная классика, которая заметно выделяется на фоне своих коллег по жанру. Если не играли, то самое время наверстывать упущенное.
Найти World in Conflict на ggsel
Tempest Rising
В жанре RTS уже бывало немало попыток переосмыслить классику. Но далеко не всем удалось выдержать баланс между ностальгией и современным геймдизайном. Но Tempest Rising от студии Slipgate Ironworks это удалось! Тайтл не копирует наследие предшественников вроде знаменитой Command & Conquer, а развивает его, сохранив при этом самое главное: динамику геймплея, развитие баз и насыщенные тактические бои.
Действие разворачивается в альтернативной постъядерной реальности середины XXI века. После разрушительной войны оставшиеся фракции борются за контроль над редким и мощным ресурсом под названием «Темпест» — кристаллическим веществом, способным изменить баланс сил.
Две основные фракции вступают в борьбу: Глобальные силы обороны (ГСО), представляющая остатки организованной цивилизации, и Династия Темпест — агрессивное псевдорелигиозное государство, возникшее на обломках старого мира.
Игра подает сюжет через кампанию, разбитую на миссии, с постановочными роликами и диалогами. Если вы играли в Command & Conquer или Red Alert, то сразу почувствуете наследие старой школы: брутальность, военный пафос и харизматичные лидеры.
Игроку нужно строить командные центры, электростанции, добывающие установки, производственные здания и защитные сооружения. Экономика проста, но требует контроля. То есть, чем быстрее и эффективнее вы начнете добывать «темпест», тем раньше сможете вывести на поле боевые машины и элитную пехоту.
Темп игры — бодрый, но не слишком. Каждая потеря юнита ощутима, а ресурсы у вас ограничены. Это не просто гонка в духе «кто быстрее накопит армию» — это напряженная борьба за территорию, в которой очень важно грамотно распределять и применять весь свой боевой потенциал.
У каждой фракции есть уникальные юниты и технологии. Например, ГСО делает ставку на прочную бронетехнику и точечные удары, в то время как Династия использует орды юнитов, зараженных мутантов и технологии подавления.
Несмотря на классическую структуру, Tempest Rising предлагает ряд интересных геймплейных находок. Карты устроены так, чтобы подталкивать к агрессивной игре. Ключевые точки, ограниченные источники ресурсов, нейтральные базы и укрепленные позиции заставляют действовать быстро и решительно. Система укрытий, при которой пехота может использовать здания и местность, добавляет геймплею глубины.
В игре также реализована система апгрейдов и командных способностей. Например, можно выбрать определенную боевую доктрину, которая откроет доступ к уникальным юнитам или спецоперациям: от артиллерийских ударов до вызова штурмовых подразделений.
Релиз игры состоялся относительно недавно — 17 апреля 2025 года. Так что, если вы пропустили этот тайтл, то советуем обратить на него внимание.
Купить Tempest Rising на ggsel
Wargame: Red Dragon
Wargame: Red Dragon вышла в свет 2014 году и является третей частью в серии Wargame от студии Eugen Systems. В триквеле действия разворачиваются вокруг противостояния в Азиатско-Тихоокеанском регионе во время альтернативной Холодной войны конца 1980-х.
Основные силы — США и их союзники против Северной Кореи, Китая и Советского Союза. Сюжет не концентрируется на кампании с линейным повествованием, а предлагает ряд сценариев и операций. Эта часть игры расширила географию, включив карты Южной Кореи, Японии, Окинавы и соседних территорий, что добавляет новые стратегические возможности и вызовы, связанные с особенностями местности и размещением войск.
Также стоит отметить, что с выходом DLC в игре появились шесть новых стран: Нидерланды, Израиль, Финляндия, Югославия, ЮАР и Италия.
В геймплейном плане Wargame: Red Dragon — это классическая RTS, в которой игроки управляют бронетехникой, авиацией, артиллерией, пехотой и морскими силами, которые нужно координировать в динамичных сражениях. Но у игры есть пара интересных фишек. Отличительной чертой является огромное разнообразие боевых единиц: более 1400 юнитов, включая современные танки, БМП, вертолеты, самолеты, корабли и даже подводные лодки.
Геймплей бездумным уж точно не назовешь. Здесь важно продумывать каждое действие — от выбора техники и состава подразделений до маневров на поле боя, контроля огня и использования ландшафта. Особое внимание уделено взаимодействию между родами войск. Авиация играет важнейшую роль, но при этом уязвима к ПВО. Морские силы добавляют глубину в сражения на картах с прибрежными линиями и островами.
Несмотря на то, что игре уже почти десять лет, Red Dragon по-прежнему считается эталоном в жанре военных RTS благодаря своей глубине, реализму и впечатляющим масштабам.
Сетевой режим — ключевая часть Wargame: Red Dragon, где раскрывается ее тактическая прелесть. Игра поддерживает многопользовательские бои от 1 на 1 до 10 на 10.
Игроки формируют «колоды» — заранее собранные армии на основе реальных подразделений времен Холодной войны. У каждой боевой группы свои сильные и слабые стороны: кто-то делает ставку на авиацию, кто-то — на танки или пехоту. Доступные юниты зависят от выбранной нации и дивизии.
В ходе боя игроки получают ресурсы, которые тратятся на вызов юнитов. Развертывание происходит без строительства баз: вся экономика строится вокруг управления войсками и контроля над картой.
Большинство матчей играется в режимах «Контроль зоны» и «Уничтожение», а победа часто зависит от слаженности команды. Особенно это важно в форматах от 3v3 и выше, где требуется координация между игроками: кто-то берет ПВО, кто-то авиацию, кто-то специализируется на пехотной поддержке.
Купить Wargame: Red Dragon на ggsel
Regiments
Студия Bird's Eye Games выпустила в релиз Regiments в 2022 году и народ поспешил назвать ее клоном Wargame и Steel Division. Безусловно, между играми много общего, но с одним большим нюансом — в Regiments нет мультиплеера и тайтл полностью сосредоточился на одиночном прохождении.
Завязка у игры довольно-таки приевшееся. В альтернативной версии истории напряжение между странами Варшавского договора и НАТО выливается в прямое столкновение на территории Германии. Как говорится, не опять, а снова. Однако в Regiments нет привычного глобального политического нарратива.
Кампания и операции не пытаются рассказать о войне в широком масштабе, а показывают ее глазами командира с ограниченным контингентом войск. У вас есть одна четкая задача, ресурсы и жесткий лимит времени. Это создает ощущение тактического давления и делает каждое решение действительно значимым.
Regiments — это игра про управление механизированными соединениями в динамичных боях. В основе лежит система фаз, в которой сценарий развивается в нескольких этапах. Каждая фаза может менять задачи, условия и вводить новые силы. Таким образом, игра заметно отличается от других RTS, где сражение идет по одной прямой.
Игрок командует боевыми группами, состоящими из танков, БМП, пехоты, артиллерии, разведки и авиации. Юниты действуют в составе взводов и рот, а не поштучно, что подчеркивает оперативный масштаб. Важным элементом является зона снабжения и пополнения, которую нужно грамотно размещать и защищать. Это не просто «точка ремонта», а критически важная часть боевой системы.
Механика морали и выносливости делает игру менее «аркадной». Отряды могут дрогнуть, дезорганизоваться или потерять боеспособность. Артиллерия и авиаудары играют значительную роль, но требуют точной координации и времени на подготовку — хаотично нажимать на кнопки тут не получится.
В отличие от более традиционных RTS, в Regiments нет строительства, прокачки базы или производства юнитов. Вместо этого игрок получает ограниченное число подкреплений, которые необходимо рационально использовать. Все это делает игру ближе к тактическим симуляторам, чем к классическим стратегиям в реальном времени.
Call to Arms
Call to Arms — это тактическая стратегия в реальном времени от студии
Digitalmindsoft. Тайтл продолжает традиции популярной серии «В тылу врага», но переносит действия в сеттинг современной войны. И это, пожалуй, самый необычный тайтл в нашей подборке. Дело в том, что игра совмещает классическое RTS-управление отрядами с уникальной возможностью вручную контролировать каждого бойца или технику — будь то морпех, бронетранспортер, танк или вертолет.
В отличие от большинства RTS, Call to Arms полностью избавлена от строительства базы и экономики в привычном виде. Вместо этого вся концентрация направлена на боевые действия, позиционный контроль и эффективную тактику. Это делает игру ближе к боевому симулятору с тактической надстройкой, чем к привычной стратегии в традиционном смысле.
Главная особенность Call to Arms — возможность переключиться в режим от третьего или первого лица и управлять любым юнитом вручную. Вы можете лично вести бой, сидя за пулеметом, управлять танком или корректировать огонь миномета. Это добавляет игре уникальную глубину. Таким образом, вы лично можете перевернуть ход сражения.
Сюжетная кампания предлагает взгляд на локальный конфликт между вымышленными фракциями, напоминающими реальные армии НАТО и ближневосточные повстанческие формирования. Миссии варьируются от зачисток городов до отражения бронетанковых атак с участием авиации. Кампания неплохо справляется с задачей обучить игрока всем механикам и показать потенциал боевой песочницы.
Call to Arms поддерживает до 16 игроков в PvP и кооперативе. Мультиплеер строится на контроле точек, уничтожении техники и грамотной расстановке сил. Игроки собирают армию из заранее настроенных подкреплений: легкой пехоты, танков, авиации, разведки. Побеждает тот, кто лучше использует рельеф, прикрытие и взаимодействие между юнитами.
Сильная сторона мультиплеера — разнообразие сценариев и отсутствие доминирующей тактики. Здесь важно не количество, а умелое использование ресурсов
Движок GEM дает игре хорошую разрушаемость, физику и детализированную анимацию, но визуально игра выглядит… скромно. Но, как говорится, на войне главное не красивая графика, а читаемость поля боя.
Call to Arms — это интересный вариант для тех, кто хочет получить от RTS что-нибудь новое и необычное. Здесь важен каждый выстрел, каждая позиция, каждый солдат, так что расслабиться не получится!
Итоги
Вот такая подборочка у нас получилось. Что скажете? Какие варгеймы вы бы добавили в список? Обязательно поведайте о своих любимых военных стратегиях в комментариях.
А у нас на сегодня все. Заглядывайте в гости на ggsel, где можно выгодно приобрести RTS на любой вкус и цвет. Всем удачи и до скорого!