Найти в Дзене
СВОЛО

Я мстю, и мстя моя страшна!

Я вчера весь день потратил, ища в интернете что-нибудь внятное о такой вот живописи: Вопреки уважению поместивший эту картинку не осмелился переписать с картины надпись побуквенно. Она, как видите, с заменой кириллической «л» на латинскую «l» и без окончания. В этой связи я вспоминаю одну сцену… Многое забыл… В нашем ЦКБ связи был штатный художник. Чем он занимался, не вспомню. Где учился рисованию, не знаю. Но я его раз нешуточно удивил. Сам я к тому времени уже лет 20 как не брал в руки кисточку. Не помню, с какой стати, я у него в мастерской написал лозунг на длинной красной полосе. Просто на расстеленном на столе полотне без разметки и даже без прочерчивания горизонтали взял и написал. – Он ахнул. Я умом теперь конструирую, что это мог быть первомайский лозунг. И я собрался идти на демонстрацию, понимая, что это последняя советская демонстрация. (Помню, к нам в ряд из толпы пристроился какой-то бомж с вдохновлёнными глазами: он тоже понимал, что это последняя советская демонстрация

Я вчера весь день потратил, ища в интернете что-нибудь внятное о такой вот живописи:

Андрей Абрамов. Спички полуобыкновенные. 1982.
Из серии «Неадекватные предметы (Вещи)». Бумага, акварель, маркер. 36,5 × 51 см.
Андрей Абрамов. Спички полуобыкновенные. 1982. Из серии «Неадекватные предметы (Вещи)». Бумага, акварель, маркер. 36,5 × 51 см.

Вопреки уважению поместивший эту картинку не осмелился переписать с картины надпись побуквенно.

-2

Она, как видите, с заменой кириллической «л» на латинскую «l» и без окончания.

В этой связи я вспоминаю одну сцену… Многое забыл… В нашем ЦКБ связи был штатный художник. Чем он занимался, не вспомню. Где учился рисованию, не знаю. Но я его раз нешуточно удивил. Сам я к тому времени уже лет 20 как не брал в руки кисточку. Не помню, с какой стати, я у него в мастерской написал лозунг на длинной красной полосе. Просто на расстеленном на столе полотне без разметки и даже без прочерчивания горизонтали взял и написал. – Он ахнул. Я умом теперь конструирую, что это мог быть первомайский лозунг. И я собрался идти на демонстрацию, понимая, что это последняя советская демонстрация. (Помню, к нам в ряд из толпы пристроился какой-то бомж с вдохновлёнными глазами: он тоже понимал, что это последняя советская демонстрация.) А надо сказать, что я был стихийный левый диссидент, 9 лет, - правда, не очень настойчиво, - преследовавшийся со стороны КГБ. Я был против лжесоциализма с этим его тоталитаризмом, я был за настоящий социализм, с отмирающим ради самоуправления государством (когда отомрёт – наступит коммунизм). (За левизну, возможно, меня не очень преследовало это КГБ.) Но, считая правящую КПСС предательницей коммунизма, я не ходил на собрания, голосования и демонстрации. (А тут, на последнюю, пошёл. Я, дурак, был уверен, что СССР распадается, чтоб немедленно опять соединиться. А в смене тоталитаризма на демократию сыграет, мол, роль самое обыкновенное: и на верху надоест непрерывно врать.) Поэтому я был оптимист, пошёл на последнюю демонстрацию и, вот сконструировал в памяти, что написал для неё лозунг. Очень ловко распорядившись кисточкой и полотном.

И теперь мне надо самому себе объяснить, почему Андрей Абрамов не смог написать так, чтоб не обрывать слово: это у него от протеста в 1982 году против заорганизованности лжесоциализма или от халатности?

Пусть латиница в букве «l» – эхо преклонения перед западной живописью, которое справедливо. Справедливо глубоко, а не формалистски: там-де процветает новизна, выражающая Свободу. Нет! Там бушует крайнее Разочарование, касающееся не только дрянного капитализма, но и Этого мира вообще.

Я не понимаю, как десятки лет пребывают в заблуждении искусствоведы, чуть не все хромающие на формализм, и до сих пор пишущие, например, о том же Андрее Абрамове такое:

«…невозможно прекрасные "Неадекватные предметы" Андрея Абрамова, яркие, похожие на анимационные кадры…» (https://vk.com/wall65164145_6649).

«Об ответственности творца напоминает серия рисунков Андрея Абрамова «Неадекватные предметы». Его натюрморты — это игра, в которой обычные вещи оборачиваются своими скрытыми, а то и вовсе не свойственными им сторонами» (https://samara.bezformata.com/listnews/raboti-sovremennih-hudozhnikov/114518087/).

Может, в СССР иначе невозможно было проникновение из заграницы или собственное выражение ультраразочарования иначе, чем под маской формалистской радости новизне. Но это ультра в СССР к 80-м годам проникло, и все кто мог и хотел (я, например) смотрел это ультра на Малой Грузинской в Москве, пусть и проездом. И грех был даже, если «l» сделано Абрамовым в порядке преклонения перед Западом. Может, это у него просто описка.

Он родился 11 апреля 1951 в Москве. В 1982-м ему был 31 год. И по тому и другому вероятнее всего, что он склонялся к правому диссидентству, а не левому, как я, человек из провинции, и родившийся на 13 лет раньше. Что его могло особенно угнетать к концу 1982 года? – Расправа над Московской Хельсинской группой:

«Под давлением КГБ в 1976—1977 годах были вынуждены эмигрировать члены МХГ Л. Алексеева, П. Григоренко и В. Рубин. В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки (в общей сложности — 60 лет лагерей и 40 лет ссылки) восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ»" (Википедия).

Выход был один: самовыражаться как можно непонятнее. Он, окончивший в 1972 году Московское художественное училище «Памяти 1905 года», выбрал какой-то неонаив. Тот выражает в общем «фэ» официально принятому. Если принята линейная перспектива, то тут её отсутствие. Если принято моделировать светотенью, то тут локальный цвет. Детали фона (избы за снежным склоном) прорисованы с той же точностью, что и мальчик на санках на переднем плане. Нет никаких признаков каких-либо источников света (здесь, наверно, лунного, раз такое тёмное небо). Оба изображения на спичечной коробке плоские (даже несмотря на тонирование синевы между облаками). Пренебрежение анатомией (в росте мальчика не 6 голов, а 4,5).

Но, что это не ребёнок нарисовал, говорит хотя бы угол наклона горки и её заканчивание ровно в углу, что относит вас всё-таки к линейной перспективе в изображении правой от нас стенки коробочки. И что-то с учётом этого нюанса коробочка подозрительно напоминает изображение её в так называемой диметрии.

-3

Наверно в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» диметрию проходили.

1 июля 2025 г.